Шнекороторный движитель. Шнекороторный вездеход

Шнекороторный движитель. Шнекороторный вездеход Трудовое

Видео:Нашли гигантский забытый шнекоход ЗИЛ: круче нет в мире! #ДорогоБогатоСкачать

Нашли гигантский забытый шнекоход ЗИЛ: круче нет в мире! #ДорогоБогато

Шнекороторные вездеходы: для них бездорожья не существует

С момента появления автомобиля было создано немало экземпляров колесной и гусеничной техники, обладающей выдающейся проходимостью. Но и она окажется беспомощной в весенней тундре. А вот шнекороторный транспорт, который обязан своим появлением винту Архимеда, будет чувствовать себя в тундре как дома.

Первую шнекороторную машину запатентовал в 1868 году американец швейцарского происхождения Якоб Морат.

Этот предок всех шнекороторов предназначался для сельскохозяйственных работ, но дальше чертежей дело не пошло. В 1900 году в России патент на шнековые сани оформил Ф.

Дергинт, доподлинно неизвестно, кто и в каких количествах их выпускал и выпускал ли вообще. Скорее всего, дело также ограничилось лишь чертежами.

Начали с тракторов

В двадцатые годы прошлого века фирма Armstead Snow Motor оснастила шнеками несколько тракторов Fordson, которые использовались в качестве транспортеров, перевозя по глубокому снегу прицепы массой до 20 тонн. Грубо говоря, американская компания предлагала комплект «навесного» шнекороторного оборудования, которым можно было оснастить любой трактор Fordson без серьезной переделки конструкции.

Несмотря на выдающуюся проходимость, умение двигаться не только взад-вперед, но и боком, потребность в таком виде транспорта была и остается крайне незначительной. В процессе эксплуатации выяснилось, что для сельского хозяйства шнекороторные машины не подходят.

Стоимость их слишком большая, а внедорожные возможности — избыточны. Военные одно время проявляли к ним интерес, но так и не нашли для них достойных задач.

К тому же первые шнекороторные машины показали полную несостоятельность на дорогах с твердым покрытием, где шнекам банально не за что было «зацепиться».

Следовательно, для использования шнекороторных машин в какой-нибудь точке, их туда нужно было ещё доставить, используя другой специализированный автомобиль, а иногда и кран для погрузки и разгрузки. Все это влетало в приличную копеечку.

Шнекороторные вездеходы создавались в разных странах. Например, в Голландии изобретатель Джей де Баккер в шестидесятые годы разработал небольшой шнекороторный грузовичок Amphirol оснащенный двумя 0,75-литровыми двигателями DAF.

Эту машину много лет эксплуатировала фирма VIS создавая с его помощью искусственные водоемы. В наше время австралийская фирма Residue Solutions штучно выпускает шнекороторную платформу MudMaster.

Эта машина изготавливается строго на заказ и предназначена для мелиорации, транспортировки грузов или другого специального оборудования в болотах, в подтопленных прибрежных зонах или в других местах, где грязи не просто по колено, а по уши.

MudMaster весит 18,5 тонны, оснащается шестицилиндровым дизелем Caterpillar, а процесс создания этой шнекороторной машины занимает в среднем около 5 месяцев.

Для спасения космонавтов

В СССР достаточно активно занимались шнекороторными машинами, и в России до сих пор эксплуатируется шнекороторный вездеход-амфибия ЗиЛ-29061. Он входит в состав знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», занимающегося поиском приземлившихся космических кораблей.

При этом ЗиЛ-29061 перевозится в кузове другого вездехода, трехосного ЗиЛ-49061. Этот вездеход сам обладает хорошей проходимостью, но он бессилен в случае, если, например, космический корабль сел где-нибудь в тундре. Тогда с помощью двух собственных кранов он выгружает из кузова ЗиЛ-29061, который отправляется на поиски.

Правда, зиловскому шнекороторному вездеходу работать по прямому назначению пока не приходилось.

Полые шнеки ЗиЛ-29061 выполнены из алюминия, кузов изготовлен из стеклопластика, максимальная грузоподъемность составляет 400 кг, в движение машины приводят два вазовских двигателя мощностью по 77 л.с. каждый. При движении по снегу машина может разгоняться до скорости 25 км/ч, на воде до 13 км/ч и столько же на болоте.

https://www.youtube.com/watch?v=hQdtoSjZhSM

В 1972 году зиловское специальное конструкторское бюро под руководством В. А. Грачева создало самый большой на тот момент шнекороторный транспортер ЗиЛ-4904. Машина весила более 7 тонн и могла перевозить 2,5 тонны груза.

Каждый из шестиметровых шнеков приводился в действие бензиновым восьмицилиндровым мотором мощностью 180 л.с. Вездеход предназначался для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, для транспортировки людей, геологоразведочного, научного и прочего оборудования.

Благодаря полым шнекам, выполненным из алюминиевого сплава, машина обладала положительной плавучестью и могла передвигаться по воде со скоростью 10 км/ч. На снегу ЗиЛ-4904 развивал 16 км/ч, а болота преодолевал со скоростью 7 км/ч.

До «места назначения» машина перевозилась на специальном прицепе. Но в производство ЗиЛ-4904 запущен не был и в настоящее время является музейным экспонатом.

Видео:Испытание шнекового движителя, 1970Скачать

Испытание шнекового движителя, 1970

Шнековый вездеход: принцип действия, марки. Амфибия-вездеход

Шнекороторный движитель. Шнекороторный вездеход

Так как для передвижения по особо тяжелому бездорожью, представленному непрочными поверхностями, обычные колеса не подходят, на предназначенные для таких условий транспортные средства устанавливают механизмы, снижающие давление на грунт. Обычно они представлены колесами пониженного давления либо гусеницами. Весьма редко используют шнеки. Далее рассмотрена конструкция, принцип функционирования оснащенных ими машин и некоторые их модели.

Определение

Шнекороторный вездеход, или шнекоход, представляет собой транспортное средство, которое передвигается путем использования шнекороторного двигателя. Ввиду большого разнообразия видов поверхностей, по которым такие машины могут перемещаться, они носят и некоторые другие названия.

Конструкция

Шнекороторный движитель представлен обычно двумя расположенными соосно с направлением движения винтами Архимеда, состоящими из высокопрочного материала. Данный механизм представляет собой наклоненную трубу с винтом внутри. Винт создан в виде наклонной плоскости, навернутой на цилиндр.

Созданные, предположительно, Архимедом в 250 г. до н. э. либо даже ранее, в Греции, изначально данные приспособления предназначались для подъема воды в оросительные каналы. Значительно позже, во второй половине XX в., появились транспортные средства, у которых вместо колес либо гусениц были установлены такие механизмы. Эти современные аналоги Архимедовых винтов называют шнеками.

Приспособления, применяемые на машинах, внешне представляют собой горизонтальные цилиндры, оканчивающиеся конусами с обеих сторон. Снаружи они покрыты грунтозацепами спиралевидной формы. Шнеки обычно производят из цветных металлов.

Они либо полые, либо наполнены каким-либо легким полимером, например пенопластом.

Это обеспечивают низкое удельное давление на поверхность, благодаря чему оснащенные ими транспортные средства способны перемещаться по таким мягким поверхностям, как снег и грязь, и даже по воде.

Принцип функционирования

Суть работы рассматриваемых двигателей состоит в том, что при вращении шнеков грунтозацепы по резьбе вкручиваются в поверхность. Поворот в такой системе организован по тому же принципу, что и у гусеничных машин: внутренний шнек замедляется.

Функциональные качества

Рассматриваемый механизм обеспечивает высокую проходимость при движении по льду, снегу, раскисшим грунтам, а также дает возможность перемещения по воде.

При этом такие транспортные средства не пригодны для передвижения по твердым поверхностям вроде асфальта.

Однако в условиях бездорожья данный тип ходовой части также не является идеальным вариантом, так как существенно повреждает поверхность, в том числе растительность.

ЗИЛ-4904

Данный шнековый вездеход создали в 1972 г. Разработчиком являлся ЗИЛ. Причем еще до этого он вел экспериментальные работы над такими транспортными средствами. Так, с 1968 по 1969 гг. был разработан опытный вездеход ШН-1. Для новой машины использовали эти наработки.

https://www.youtube.com/watch?v=jmeDa5g4POM

Ее оснастили двумя двигателями ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями. Это 8-цилиндровый V-образный мотор объемом 6,9 л, развивающий 180 л. с., который установили и на ШН-1.

Каждый из них имеет собственную гидромеханическую АКПП. Крутящий момент через раздаточную коробку передается на редуктор главной передачи, имеющий два выхода.

Через них он поступает на бортовые передачи, каждая из которых приводит в движение соответствующий шнек.

Управление дроссельной заслонкой на ЗИЛ-4904 изначально осуществлялось педалью акселератора, затем данную функцию перенесли на рукоятку. Для поворота служит система, включающая рычаги, сухие многодисковые фрикционы и тормоз главной передачи. Тормоза ленточного типа.

Шнеки изготовили из легкого сплава. Диаметр каждого составляет 1,5 м, длина — 5,99 м. Данный шнековый вездеход оснастили системой откачки воды, упростив таким образом передвижение по болотам и воде.

А по твердым дорогам его перевозили на специализированном прицепе-эвакуаторе.

Кабину в целях снижения веса изготовили из стеклопластика, но водонепроницаемый корпус стальной. В кабине размещалось 3 человека, еще 4 в салоне. ЗИЛ-4904 существовал в пассажирском и грузовом вариантах. Причем один сделали из другого.

Изначально за кабиной установили остекленный пассажирский отсек из стеклопластика на 8 мест. Затем его сняли, а освободившуюся грузовую платформу покрыли тентом. Так получился грузовой шнековый вездеход грузоподъемностью 2-2,5 т. Размеры корпуса составляли 8,575 м в длину, 3,6 м в ширину, 3,44 м в высоту.

За счет этого ЗИЛ-4904 стал наиболее крупным транспортным средством такого типа. Его масса равна 7,065 т.

Однако он имел очень скромные динамические характеристики. Причем скорость перемещения варьировала в зависимости от покрытия. Быстрее всего этот шнековый вездеход перемещался по снегу (10,5 км/ч) и по воде (10,1 км/ч).

По болоту он мог разогнаться до 7,3 км/ч и медленнее всего двигался по сплавнине (4,45 км/ч). При этом очень большим был расход топлива. При движении по болоту он достигал 65-73 л/100 км, а по воде — 75-85 л/100 км.

ЗИЛ-2906

Данный амфибия-вездеход был разработан в 1973 г. с применением конструктивных решений рассмотренной выше машины. Так, для него использовали аналогичные компоновки органов управления, схему трансмиссии, материал шнеков.

В отличие от прежней модели, которая так и не нашла применения, данную машину изначально разрабатывали для поисково-спасательного комплекса космонавтов, где ее используют и по сей день. Так как их приземление может происходить в любых условиях ландшафта, лучшим вариантом такого транспортного средства сочли шнекороторный снегоболотоход.

Эта машина значительно компактнее предшественника, так как для данных задач не требуется высокая грузоподъемность, но нужна большая быстроходность. Длина его равна 3,8 м, ширина — 2,3 м, масса — 1280 кг. Было предусмотрено 2 сидячих и 2 лежачих места.

Ввиду столь компактных размеров и для снижения массы, а также упрощения конструкции использовали два двигателя МеМЗ-967А мощностью по 37 л. с.

Каждый из них состыкован с однодисковым сцеплением, планетарным механизмом, 3-ступенчатой вальной КПП с механизмом реверса, установленной под углом в 45° к двигателю. Максимальная скорость составляет 15 км/ч.

В 1979 г. разработали модернизированную версию, ЗИЛ-29061. Данный амфибия-вездеход отличается большими размерами кузова. Длину увеличили до 4,86 м, ширину — до 2,39 м. Двигатели от «Запорожца» заменили на моторы ВАЗ мощностью по 77 л. с. в комплекте с 4-ступенчатыми МКПП. Масса равна 1,855 т. Максимальная скорость возросла на 10 км/ч.

Прочие модели

  • DAF Amphirol. Создан в Голландии в 1966 г., то есть раньше рассмотренных выше советских машин. При этом он был значительно быстрее них (по суше мог разгоняться до 35 км/ч) и также перемещался по воде. Однако данный амфибия-шнекоход был не заводским изделием, а частной разработкой, оснащенной двигателем DAF.

  • Fordson Snow Devil. Единственная американская серийная машина такого рода компании Armstead Snow Motor. Ее производили в 1920-х гг. на основе тракторов Fordson.
  • ШН-67 «Шнек». Это первый шнековый вездеход разработки ЗИЛ, созданный в 1967 г.

    В дальнейшем разработали модернизированный вариант ШН-68. На основе данных машин был создан рассмотренный выше ЗИЛ-4904.

  • ГПИ-16. Данная модель отличается по конструкции от остальных рассмотренных, так как представляет собой мотонарты. То есть в ходовой части шнеки совмещены с полозьями.

    Данный шнековый вездеход был разработан лабораторией снегоходных машин Горьковского политехнического института. Существовало весьма много его моделей, но каждая в одном экземпляре, и обширного распространения они не обрели.

  • Snowbird 6. Современная британская модель, созданная в 2001 г.

    Представляет собой шнекоход-трансформер, который был предназначен специально для экспедиции Ice Challenge.

  • MudMaster. Представлен в 2002 г. компанией Residue Solutions. Разработан для обслуживания ирригационных станций иловых полей, а также для работ на болотах, береговых линиях, в мангровых лесах и т. д.

    Благодаря данной модели к настоящему времени Residue Solutions стала лидером в производстве таких машин.

Применение

Функциональными качествами обусловлено целевое назначение: шнековые движители устанавливают на вездеходы и амфибии для особо тяжелых условий. Однако в силу разрушительного воздействия, оказываемого на поверхность, а также по причине узкоспециализированности данные механизмы в сфере вездеходостроения не обрели обширного применения.

🔥 Видео

Лучший вездеход СССР! Последний и единственный в мире. ЗиЛ-4904Скачать

Лучший вездеход СССР! Последний и единственный в мире. ЗиЛ-4904

Сверхлёгкий разборный ШНЕКОХОД 2009 ( шнекороторный вездеход )/ Screw-propelled vehicleСкачать

Сверхлёгкий разборный ШНЕКОХОД 2009 ( шнекороторный вездеход )/ Screw-propelled vehicle

САМОДЕЛЬНЫЙ ШНЕКОХОД 2 - ЖЕСТКИЙ ТЕСТ-ДРАЙВ в ПОЛЕСкачать

САМОДЕЛЬНЫЙ ШНЕКОХОД 2 - ЖЕСТКИЙ ТЕСТ-ДРАЙВ в ПОЛЕ

Пару слов о ШНЕКОХОДАХСкачать

Пару слов о ШНЕКОХОДАХ

В России возрождается производство снегоболотоходовСкачать

В России возрождается производство снегоболотоходов

Трактор-шнекоход / ШОКавтоСкачать

Трактор-шнекоход / ШОКавто

Самые первые шнекоходы, история создания шнекороторного вездеходаСкачать

Самые первые шнекоходы, история создания шнекороторного вездехода

ЗИЛ-4904: НЕВЕРОЯТНЫЙ ВЕЗДЕХОД ИЗ СССР | ШНЕКОРОТОРНЫЙ ВЕЗДЕХОДСкачать

ЗИЛ-4904: НЕВЕРОЯТНЫЙ ВЕЗДЕХОД ИЗ СССР | ШНЕКОРОТОРНЫЙ ВЕЗДЕХОД

обзор Вездеход Алтай миниСкачать

обзор Вездеход Алтай мини

Шнекороторный снегоочиститель Д-470 Снегоуборщик на базе ЗИЛ-157 Захар Советский монстр зимних дорогСкачать

Шнекороторный снегоочиститель Д-470 Снегоуборщик на базе ЗИЛ-157 Захар Советский монстр зимних дорог

Нашли самый странный вездеход СССР: забытый ЗИЛ 3906 Аэролл с гусеницами из колес #ДорогоБогатоСкачать

Нашли самый странный вездеход СССР: забытый ЗИЛ 3906 Аэролл с гусеницами из колес #ДорогоБогато

Шнекоход ЗиЛ 29061 с двумя двигателями ВАЗСкачать

Шнекоход ЗиЛ 29061 с двумя двигателями ВАЗ

12 ЗАСЕКРЕЧЕННЫХ ВЕЗДЕХОДОВ ЗИЛ.Скачать

12 ЗАСЕКРЕЧЕННЫХ ВЕЗДЕХОДОВ ЗИЛ.

Шнекороторный снегоочиститель LM220 RPM TEchСкачать

Шнекороторный снегоочиститель LM220 RPM TEch

Снегоуборочная машина Д-470 чистит дороги.Скачать

Снегоуборочная машина Д-470 чистит дороги.

Шнекороторный снегоочиститель Урал 4320-1151-61 производства Уральского Завода СпецтехникиСкачать

Шнекороторный снегоочиститель Урал 4320-1151-61 производства Уральского Завода Спецтехники

Шнекороторный вездеход на пульте управления.Скачать

Шнекороторный вездеход на пульте управления.

Шнековый вездеход ЗИЛ-4904Скачать

Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
Поделиться или сохранить к себе: