В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные.
Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания.
Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.
Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.
- Правительственные нормативно-правовые акты
- Признаки подзаконных актов
- Виды основных НПА
- Указы и распоряжения
- Правовая иерархия
- Российская Конституция
- Федеральные законы
- Акты исполнительной власти
- Акты органов местного самоуправления
- Локальные акты
- О правовых актах | о правовых актах
- Подробнее остановимся на видах НПА:
- Юридическая сила нормативного правового акта
- Ненормативные правовые акты
- Локальные нормативные правовые акты
- Иерархия нормативно — правовых актов РФ
- Конституция РФ
- Федеральные Конституционные законы
- Федеральные законы
- Акты Президента
- Акты Правительства
- Ведомственные Акты
- Корпоративные акты
- Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ
- Конституции и Уставы субъектов РФ
- Законы субъектов РФ
- Акты органов местного самоуправления
- Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
- Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
- Иерархия законов по юридической силе
- Иерархия подзаконных актов
- Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
- Соотношение общих и специальных норм права
- Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации
- Понятие НПА
- Нормативный акт как источник права
- Принципы, закреплённые в конституции
- Виды ФЗ
- Подзаконные акты
- Заключение
- 💡 Видео
Правительственные нормативно-правовые акты
В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений.
Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции.
Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники.
Документ может охватывать любые сферы, касающиеся правительственных полномочий, возложенных федеральным законодательством и Конституцией. Он может касаться области культуры, экологии, здравоохранения, науки, образования, социального обеспечения, а также реализации внешней и внутренней обороноспособности, борьбе с преступностью и защите прав и свобод граждан.
Интерпретация подзаконного акта
Признаки подзаконных актов
Все документы должны быть составлены и утверждены в соответствии с полномочиями, которыми наделяется издатель.
Данный факт свидетельствует о том, что нормативно-правовые источники отличаются юридической силой, местом расположения издающего органа в иерархии государства, а также кругом вопросов общественных отношений, для регулирования которых они издаются. Документ подзаконного характера является разновидностью нормативного акта.
Виды основных НПА
1. Законы, то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.
2. Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.
Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.
Указы и распоряжения
Документация правового характера, относящаяся к категории указов и распоряжений главы государства, обязательна к исполнению на всей территории России.
Она должны быть составлена в пределах президентских полномочий, сфера которых предусмотрена конституционными нормами. При помощи указов реализуются элементы правового статуса руководителя.
Их издание актуально в ситуациях, когда в правовых источниках присутствуют недоработки, позволяющие двусмысленно оценивать ситуацию.
Экспертиза давности составления документа для суда Советник
Некоторые виды указов не относятся к нормативно-правовой категории, поскольку они могут быть приняты по вопросам управления, таких как назначение на должность, присвоение звания или лишение полномочий. Такие указы носят характер правоприменительных актов, которые по характеристикам схожи на распоряжения.
https://www.youtube.com/watch?v=_2V2Q5yJFfc
Закон и подзаконный акт. Общая информация
Отличительными признаками президентских указов являются:
- общеобязательный характер;
- регулирование отдельной сферы общественной жизни населения;
- наличие нормы права;
- приоритетное отношение к конкретному подзаконному акту;
- отсутствие противоречий с содержимым федеральных законов.
Президентские указы классифицируются в зависимости от характера полномочий его издателя. Документы могут быть оформлены не только в пределах собственных возможностей, но и с делегированным участием представителей парламента. Некоторая документация должна быть одобрена и утверждена Федерационным советом.
Распоряжения предназначены для частного назначения.
Они не относятся к категории нормативно-правовых актов, поскольку принимаются в экстренных ситуациях, касающихся необходимости организации решения текущих и процедурных вопросов государственного управления.
В их компетенции мероприятия по созданию рабочих комиссий и выделению средств из резервных фондов регионам. Документы адресуются узкому кругу исполнителей и относятся к категории правоприменительных актов.
Правовая иерархия
1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).
2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.
Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы.
Каждый субъект государства имеет собственную законодательную систему, формирующуюся в соответствии с базовыми правовыми законами государства и коммерческих структур. Однако в нормативно-правовом источнике не установлена законодательная иерархия, позволяющая грамотно построить правовую государственную структуру.
По этой причине она формируется по аналогии вертикальной структуры федерального законодательства. Отдельные субъекты имеют ее определенную структуру, на параметры которой оказывает влияние совокупность факторов, характерных для конкретного региона, что выражается в наименованиях нормативно-правовых источников, их перечне, порядке принятия и внесения в них изменений.
На федеральном уровне выделяется несколько иерархических категорий:
- законы, утверждение которых требуется на референдуме;
- кодифицированные и некодифицированные источники.
Рассмотрев примеры подзаконных актов можно понять их характерную особенность, выраженную в детерминации параметрами внутри иерархической структуры власти отдельного субъекта.
Практически всегда вместе с базовыми законами принимаются нормативные или правоприменительные подзаконные акты.
Нормативные источники могут регламентировать внутриорганизационную деятельность или общественные отношения между субъектами права.
По важности все документы располагаются в соответствии с иерархическим уровнем их издателя. Правительственные нормативны акты субъектов, всегда располагаются ниже актов глав этих субъектов. Если они имеют нормативный характер, то актуально издание постановлений.
В ситуациях, когда необходимо решить или урегулировать текущие вопросы в кадровой, организационной или оперативной сфере, издаются распоряжения.
Руководители субъектов вправе принять решение об отмене второстепенных документов в случае, если их иерархия обуславливает такую компетенцию.
Ст 228 ук рф для несовершеннолетних Советник
В некоторых ситуациях ведомства издают нормативно-правовые документы, которые являются обязательными для исполнения гражданами, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организациями, которые находятся вне подчинения издавшего органа. Документ может быть также издан несколькими органами.
Российская Конституция
Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.
Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.
В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания. Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком.
В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.
1. Демократизм государства и власти.
2. Народовластие.
3. Федеральный принцип территориального устройства.
4. Россия является правовым и социальным государством.
5. Гуманизм всех общественных отношений.
6. Светский характер власти.
7. Форма правления – республиканская.
Федеральные законы
Что такое подзаконный акт
https://www.youtube.com/watch?v=8r7d8X_xYL8
Выделяют несколько видов подзаконных актов, каждый из которых классифицируется по иерархии составления базового документов. Они могут являться дополнением к:
- распоряжению или указу главы государства;
- правительственным нормативно-правовым актам;
- ведомственным или федерально-министерским актам;
- документам исполнительной власти субъектов государства;
- документации органов местного самоуправления;
- профессионально-специализированным актам.
Ведомственные или федерально-министерские нормативные подзаконные акты, как правило, имеют отраслевое назначение.
Их действие распространяется на лиц, осуществляющих деятельность в сфере, которой касается правовой документ.
В некоторых ситуациях документация может быть предназначена для регулирования межотраслевых отношений. В таких ситуациях она адресуется нескольким министерствам.
Акты имеют вид инструкций или приказов. Инструкции регулируют функционирование служебной деятельности. Нормативные приказы позволяют структурировать деятельность органов исполнительной власти, а также определить их функции и задачи. Ненормативные приказы относятся к категории правоприменительных документов.
Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы.
Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать.
При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов.
— внесение изменений в Конституцию РФ;
— по поводу федерального устройства РФ;
— защита прав и свобод человека, гражданина;
— регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;
— установление федерального бюджета;
— обеспечение безопасности, законности и правопорядка;
— регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;
Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.
Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства.
Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.
Акты исполнительной власти
Они не могут противоречить требованиям федеральных законов и конституции. Юридическая сила документов актуальна только в том регионе, для которого был утвержден акт. Его подзаконная документация может быть оформлена в виде распоряжений, приказов или других актов, которые должны быть изданы уполномоченными представителями власти субъекта.
Акты органов местного самоуправления
Конституционные нормы определяют обязательства органов местного самоуправления. Их уполномоченные представители могут самостоятельно решать вопросы местного значения. В их компетенции управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, а также реализация мероприятий по охране общественного порядка.
Локальные акты
В России к подзаконным актам относятся локальные, или профессионально-специализированные акты.
Они регулируют отношения между уполномоченными представителями субъекта государственной или коммерческой деятельности при его создании и функционировании.
Локальные акты должны быть зарегистрированы и утверждены государственными органами или руководителями субъектов предпринимательской деятельности.
Видео:Урок 15. Нормативно-правовой актСкачать
О правовых актах | о правовых актах
Для того, чтобы в дальнейшем можно было вести предметный разговор о правовых актах, начнем, пожалуй, с определения.
Так, согласно закону о нормативных правовых актах:
нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные правовые акты имеют свою иерархию в зависимости от их вида, действия во времени и пространстве, юридической силы.
Подробнее остановимся на видах НПА:
1. Это, конечно же, КонституцияРеспублики Беларусь – основной закон государства.
2. Испытанные нами Решения референдума — нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни (бывают местные и республиканские).
3. Регулирующие определенную сферу общественных отношений Кодексы – что есть не что иное, как систематизированные нормативные правовые акты.
4. Законы, нормы которых регулируют наиболее значимые общественные отношения.
5. Указы и декреты главы государства – имеющие силу закона
6. Нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания – постановления палат Парламента.
7. Издаваемые Правительством постановления (постановления Совета Министров).
8. Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры.
9. Постановления Национального банка
10. Регламент – содержит совокупность правил, определяющих порядок деятельности органов, его принявших (издавших).
11. Инструкция – детально определяет содержание определенной области общественных отношений
12. Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
13. Устав (положение) — нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа.
14. Приказ республиканского органа государственного управления.
15. Решения органов местного управления и самоуправления.
Юридическая сила нормативного правового акта
Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.
Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:
— обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям
— соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам
https://www.youtube.com/watch?v=cXqql3vec8Q
В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.
Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.
Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами.
В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой.
И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.
Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА
1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства
2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.
3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы
4. Еще ниже – законы
5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам
https://www.youtube.com/watch?v=cXqql3vec8Q
В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.
Ненормативные правовые акты
Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.
К таковым относятся:
- распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
- распоряжения председателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь;
- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
- акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
- акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.
Локальные нормативные правовые акты
В соответствии с Законом о НПА
локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций
В соответствии с ТК РБ:
локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;
Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.
Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.
Нравится статья? Жми {nice1}
Видео:Урок 16. Виды нормативно-правовых актовСкачать
Иерархия нормативно — правовых актов РФ
Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .
В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.
https://www.youtube.com/watch?v=yNiYY3IilH0
В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.
Конституция РФ
Это основной закон государства.
Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).
Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.
Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.
Федеральные Конституционные законы
Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.
Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.
Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.
Федеральные законы
Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).
К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.
Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)
Акты Президента
Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.
Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.
Акты Правительства
Правительство может издавать постановления и распоряжения.
Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.
Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.
Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека
Ведомственные Акты
Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.
Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.
Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя
Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины
Корпоративные акты
Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.
Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.
Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).
Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ
Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.
Конституции и Уставы субъектов РФ
Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.
Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.
https://www.youtube.com/watch?v=BTyCh9akK20
Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.
В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов
Законы субъектов РФ
Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.
Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.
Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.
Акты органов местного самоуправления
Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.
Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.
Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.
Видео:Система нормативно правовых актовСкачать
Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
Иерархия законов по юридической силе
Иерархия подзаконных актов
Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
Соотношение общих и специальных норм права
Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.
НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.
Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.
Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.
В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.
Иерархия законов по юридической силе
Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.
Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:
- вне пределов ведения РФ;
- вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.
Иерархия подзаконных актов
Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):
- Указы Президента;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.
https://www.youtube.com/watch?v=pRSR2Yi6GYQ
Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.
Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).
Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.
В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».
Соотношение общих и специальных норм права
По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.
Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.
7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.
Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.
Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:
- непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);
Видео:Иерархия НПАСкачать
Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации
За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности.
В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право.
По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.
Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают.
Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти.
Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название «нормативно-правовые акты».
Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.
Понятие НПА
Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.
https://www.youtube.com/watch?v=067VMePD6lw
Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения.
НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур.
Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.
Нормативный акт как источник права
В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции.
Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент.
В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.
Принципы, закреплённые в конституции
Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:
1. Демократизм государства и власти.
2. Народовластие.
3. Федеральный принцип территориального устройства.
4. Россия является правовым и социальным государством.
5. Гуманизм всех общественных отношений.
6. Светский характер власти.
7. Форма правления – республиканская.
Виды ФЗ
Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:
1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.
2. Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.
Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.
Подзаконные акты
Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства.
Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества.
Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.
Заключение
Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.
💡 Видео
Акты правопримененияСкачать
Нормативно-правовой акт. Обществознание ЕГЭ.Скачать
1. Правовая экспертиза нормативных актов: понятие и видыСкачать
Нормативно правовой актСкачать
Акционерное общество простыми словами за 3 минутыСкачать
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. ВидеоурокСкачать
3.1. Понятие и признаки нормативного правового актаСкачать
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт 📚 ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуляСкачать
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ЕГЭ ЗА 7 МИНУТСкачать
IP-адреса | Курс "Компьютерные сети"Скачать
ЕГЭ Обществознание: Система права и нормативно-правовые актыСкачать
Оспаривание нормативных правовых актовСкачать
Лекция № 14 "Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц"Скачать
Нормативно правовой акт Законы и подзаконные актыСкачать
Техника опубликования и систематизации нормативных правовых актовСкачать