+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Органы государственной власти 1936. Органы власти в ссср схема

Органы государственной власти и управления ссср по конституции 1977 г. – история России

Органы государственной власти 1936. Органы власти в ссср схема

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г.

выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке.

Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Источник:

Органы власти и управления по Конституции 1977 г

Своим появлением на свет эта Конституция, как известно, была обязана безудержному оптимизму коммунистов, ничем, естественно, не подкрепленному. Пообещав в 1961 ᴦ. построить к 1980 ᴦ. материально-техническую базу коммунизма, они вынуждены были изобрести особую стадию общественного развития на пути к коммунизму — развитой социализм.

Люди путались, где ставить ударение в том слове. Развитой(-ый) социализм — это особая стадия, следовательно, крайне важно закрепить особенности этой стадии в Основном Законе страны. На самом делœе Конституция 1977 ᴦ. получилась в еще большей степени идеологическим документом, нежели акт 1936 ᴦ.

Как следствие, степень фиктивности этой Конституции была еще большей.

Итак, высшим органом государственной власти СССР снова объявлялся Верховный Совет СССР (ст. 108). Организация его не претерпела никаких изменений.

Совет Союза теперь формировался от избирательных округов с равным числом избирателœей, а Совет Национальностей по-прежнему формировался от субъектов советской конфедерации, упорно именовавшейся коммунистами «федерацией». Союзная республика посылала 32 депутата͵ а прежние национальные округа были переименованы в «автономные».

Срок легислатуры Совета устанавливался в пять лет. Расширялась номенклатура вопросов, разрешаемых непосредственно Президиумом Совета͵ но и опять они не выходили за рамки полномочий главы государства.

Совет Министров — Правительство СССР — продолжал оставаться высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти (ст. 128). В его структуре появилось новое организационное подразделœение — Президиум «для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и других вопросов государственного управления» (ст.

132). Президиум Совмина действовал на постоянной базе в составе Председателя Совмина, его первых заместителœей и заместителœей. В 1981 ᴦ. в Конституцию внесли единственную до 1988 ᴦ. поправку: «В состав Президиума Совета Министров СССР могут входить по решению Совета Министров СССР и другие члены Правительства СССР» (Вед. ВС СССР. 1981. N 26. Ст. 838).

Организация государственной власти и управления в союзных, автономных республиках и на местах не изменилась по сравнению с предыдущим конституционным актом. Только местные Советы были переименованы в «Советы народных депутатов». Срок их полномочий увеличивался до пяти лет.

1985 ᴦ. стал судьбоносным в жизни Советского Союза. Именно с этого года началась перестройка, начался обратный отсчет времени существования СССР.

Источник:

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ. Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом. Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайта!

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей,  вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР.

Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездамиего функции выполнялЦентральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа.

Согласно Конституции 1924 года,  Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом.

Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять: 

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители.

Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями.

Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно  — Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК  и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР.

К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены.

Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи

Источник: https://valdvor.ru/dlya-istorikov/organy-gosudarstvennoj-vlasti-i-upravleniya-sssr-po-konstitutsii-1977-g-istoriya-rossii.html

Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1936 года

Органы государственной власти 1936. Органы власти в ссср схема

Общесоюзные наркоматыСоюзно-республиканские наркоматы
Иностранных делОбороныВнутренней торговлиВнутренних дел
Путей сообщенияВнешней торговлиПищевой промышленностиЮстиции
Водного транспортаСвязиЛесной промышленностиФинансов
Оборонной промышленностиТяжелой промышленностиЗерновых и животноводческих совхозовЗемледелия
Здравоохранения

Быливнесены принципиальные изменения всистему общесоюзных государственныхорганов. Ихсистема была упрощена, четко разграниченакомпетенция законодательной иисполнительной властей.

ВерховныйСовет СССР – высший орган государственнойвласти,состоящий из двух равноправных палат.Обе палаты избирались одновременно ина один и тот же срок – 4 года.

Кисключительной компетенцииВерховногоСовета СССР было отнесено:

  • издание общесоюзных законов;
  • избрание Президиума Верховного Совета СССР;
  • образование СНК СССР;
  • избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

ПрезидиумВерховного Совета СССР являлсявторым высшим государственным органомстраны, но он не имел права заниматьсязаконодательной деятельностью.

Конституция предоставила ему праволишь толковать законы и принимать указы.На практике это привело к тому, чтоПрезидиум Верховного Совета СССР сталпринимать указы, вносящие изменения вдействующие законы, т. е.

осуществлятьзаконотворческую деятельность вопрекиКонституции.

Кведению Президиума Верховного СоветаСССР относились вопросы:

  • роспуска представительных органов государства;
  • учреждение орденов, медалей и награждение ими;
  • установление воинских званий и др.

СНКСССРвысшийисполнительный и распорядительныйорган государственной власти СССР.

СНКСССР как исполнительный орган долженбыл проводить в жизнь законы СССР,принимать действенные меры по выполнениюнародно-хозяйственного плана, защищатьинтересы государства и охранять праваграждан.

СНКСССР как распорядительный орган наделялсяправом издавать в пределах своейкомпетенции нормативно-правовые акты– постановления и распоряжения, которыеявлялись обязательными на всей территорииСССР.

СНКСССР лишался права принимать общесоюзныезаконы.

В1946годуСНК СССР был переименован в СоветМинистров СССР.

Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1977 года

Каквидно, система органов власти и управленияв основном осталась прежней. Былиуточнены и конкретизированы полномочияцентральных органов, срок полномочийВерховного Совета СССР увеличился с 4до 5 лет. Возрастной ценз для избранияв Верховный Совет СССР снизился с 23 летдо 21 года.

Тема. Местные органы власти и управления

Местныеорганы подразделяются на местные органывласти – Советы и органы управления –исполнительныекомитеты (исполкомы)Советов и их отделы.

Даннуютему следует рассматривать в связи свопросами административно-территориальногоустройства, в соответствии с которымформировалась вся система органовСоветской власти.

Период1917–1922годовхарактерен следующимадминистративно-территориальнымделением: область,губерния, уезд, волость.

КонституцияРСФСР 1918 года закрепила структуру,полномочия, порядок избрания местныхСоветов. Конституциейбыло определено два вида местных Советов:Советы депутатов и съезды Советов.

Советыдепутатовобразовывались в городах, селах и другихнаселенных пунктах.

СъездыСоветоввыступали в качестве представительныхорганов, действовавших на территорииотдельных административно-территориальныхединиц – волость, уезд, губерния, область.

КонституцияРСФСР 1918 года к ведению местных Советовотносила:

  • проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти;
  • разрешение всех вопросов, имеющих местное значение;
  • объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

СъездамСоветов принадлежало право контролянад деятельностью местных Советов.

Исполнительно-распорядительнымиорганами Советов являлись исполнительныекомитеты.

Собразованием СССР появилась и возможностьи необходимость провести новоерайонирование, т.е. изменитьадминистративно-террито-риальноеделение.

К1930годув РСФСР сложилась следующая система:

Остальныереспублики делились только на районы,областное деление появилось в нихпозднее.

В1925–1931годахвелисьинтенсивные работы по изменениюзаконодательства о деятельности местныхСоветов. Были введены местные бюджеты,что давало Советам реальные финансовыесредства. Местные органы власти иуправления были приведены в соответствиес новым административно-территориальнымделением.

Существовалиобластные (краевые) и районные съездыСоветов и их исполкомы, а также городскиеи сельские Советы и их исполкомы.

Ониимели право издавать постановления,обязательные для исполнения на своейтерритории, контролировать деятельностьвсех местных учреждений и предприятий,должны были являться проводникамиполитики партии и правительства наместах.

КонституцияСССР 1936 года изменила систему Советов.Такое звено, как местные съезды Советов,было ликвидировано. В обобщенном видевыделяются областные (краевые), районные,городские, сельские Советы и их исполкомы.Конституция закрепила двухгодичныйсрок действия местных Советов.

Советыдепутатов трудящихсядолжны были руководить деятельностьюподчиненных им органов управления,обеспечивать охрану государственногопорядка, соблюдение законов и правграждан, руководить местным хозяйственными культурным строительством, устанавливатьместный бюджет.

Основнаязадача исполкомов – проводить в жизньрешения местных Советов, общесоюзныхи республиканских законов, руководитьдеятельностью подчиненных им отделов,учреждений, организаций.

Носледует отметить, что происходилосращивание партийного и государственногоаппаратов, и Советы (особенно в периодкульта личности И. Сталина) отстранялисьот участия в принятии важных управленческихрешений.

Конституция1977 года изменила название Советов(Советынародных депутатов),расширила их функции и полномочия. Быличетко определены следующие направлениядеятельности местных Советов:

  • руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством;
  • утверждение планов экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями;
  • обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан.

По-прежнемусохранялся неустанный контроль партии,и большая часть вопросов решалась неСоветами, а исполкомами.

Источник: https://studfile.net/preview/1956068/page:21/

Органы власти в ссср – Школьная История

Органы государственной власти 1936. Органы власти в ссср схема

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ.

Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом.

Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайта!

Органы власти в ссср схема

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия.

Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Тезис 2.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат.

Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г.

, нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.

VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации.

VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название «командно-административной».

Источник: https://dmitrschool04.ru/temy/organy-vlasti-v-sssr.html

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Органы государственной власти 1936. Органы власти в ссср схема

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ. Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом. Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайта!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.