Санитарноепросвещение— совокупность образовательных,воспитательных, агитационных ипропагандистских мероприятий, направленныхна формирование здорового образа жизни,профилактику заболеваний, сохранениеи укрепление здоровья, повышениетрудоспособности людей, продление ихактивной жизни.
Сцелью обеспечения высокого уровняздоровья цель каждого медицинскогоработника в своей работе — опиратьсяна профилактическую направленность.Уровень профилактики в стране отражаетхарактер общественно-экономических,научно-технических и политическихусловий жизни.
Взадачи санитарного просвещения входит:
•распространениемедицинских и гигиенических знаний;•воспитание санитарно-гигиеническихнавыков с целью сохранения и укрепленияздоровья;• повышение санитарно-гигиеническойкультуры.
Санитарно-гигиеническоепросвещение должно проводиться с учетомпола, возраста, климато-географическихособенностей, национальных обычаев,традиций и других факторов.
В своейработе по воспитанию здорового образажизни фельдшер должен учитывать иусловия жизни населения, куда входятматериальные и нематериальные факторы(социальные, политические идуховно-нравственные). Индивидуальноеи общественное здоровье зависит отвышеперечисленных факторов.
ПриказомМЗ Российской Федерации осанитарно-просветитель-ской работе длясредних медицинских работниковпредусмотрено ежемесячно уделять 4 чпропаганде здорового образа жизни всчет рабочего времени с проведениемпланирования и отчета по проделаннойработе.Службу санитарного просвещениявозглавляет Главное санитарно-эпидемиологическоеуправление, Отдел медицинских проблемформирования здорового образа жизни,Центральный научно-исследовательскийинститут санитарного просвещения МЗРоссийской Федерации.
Методыи средства санитарно-просветительскойработы
Ворганизации своей санитарно-просветительскойработы фельдшер наряду с традиционнымиметодами обучения населения по вопросамохраны здоровья, такими как:
Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
•собеседование;•групповые дискуссии;• лекции;•тематические вечера;• вечера вопросови ответов;• беседы за круглым столом;
•устныежурналы;• школы здоровья;• публикациив прессе;• конференции,широкоиспользует и методы наглядной агитации:•стенгазеты;• санбюллетени;•выставки и уголки здоровья;• книжныевыставки.
- 1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного)
- Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства
- Принципы и задачи
- Формы
- Активные методы
- Пассивные методы
- Учреждения
- Просветительство в поликлиниках
- Просветительство в стационарах
- Инструктаж и обучение
- Знания — путь к здоровью
- 📸 Видео
1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного)
Общественноездоровье и здравоохранение каксамостоятельная медицинская наукаизучает воздействие социальных условийи факторов внешней среды на здоровьенаселения с целью разработкипрофилактических мер по его оздоровлениюи совершенствованию медицинскогообслуживания. Общественное здоровьезанимается изучением широкого кругамедицинских, социологических,экономических, управленческих, философскихпроблем в конкретных историческихусловиях.
Вмедико-социальных исследованиях приоценке здоровья целесообразно выделятьчетыре уровня:
первыйуровень – здоровье отдельного человека– индивидуальноездоровье;
второйуровень – здоровье социальных иэтнических групп – групповоездоровье;
третийуровень – здоровье населенияадминистративных территорий –региональноездоровье;
четвертыйуровень – здоровье популяции, обществав целом – общественноездоровье.
Характеристикигруппового, регионального, общественногоздоровья в статике и динамикерассматриваются как интегральноесостояние здоровья всех вместе взятыхиндивидуумов. При этом следует понимать,что это не просто сумма данных, а суммавзаимосвязанных количественных икачественных показателей.
Дляоценки индивидуального здоровьяиспользуется ряд весьма условныхпоказателей: ресурсы здоровья, потенциалздоровья и баланс здоровья.
Ресурсыздоровья –это морфофункциональные и психологическиевозможности организма изменять балансздоровья в положительную сторону.Повышениересурсов здоровья обеспечивается всемимерами здорового образа жизни(питание,физические нагрузки и т.д.).
Видео:Основы дезинфекцииСкачать
Потенциалздоровья –это совокупность способностей индивидуумаадекватно реагировать на воздействиевнешних факторов. Адекватность реакцийопределяется состояниемкомпенсаторно-приспособительных систем(нервной,эндокринной и др.) и механизмомпсихической саморегуляции (психологическаязащита и т.д.).
Балансздоровья –выраженное состояние равновесия междупотенциалом здоровья и действующимина него факторами.
https://www.youtube.com/watch?v=yN7po59rcWU
Внастоящее время крайне мало показателей,которые объективно отражали бы количество,качество и состав общественного здоровья.Во всем мире ведется поиск и разработкаинтегральных показателей и индексовоценки здоровья населения. Это связанос рядом причин.
Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства
Санитарное просвещение – это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры.
Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.
Принципы и задачи
Санитарное и гигиеническое просветительство – это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения.
В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек.
Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.
Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:
Видео:Общие методы профилактики кариеса зубов стоматологическое просвещение воспитание здорового образа жиСкачать
- Государственное значение.
- Научный подход.
- Доступность мероприятий для слоев населения.
- Массовый охват всех целевых аудиторий.
Формы
Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:
- Устная передача информации (личные и групповые беседы, лекции, дискуссии, прямое общение с пациентами в формате вопросов и ответов, пр.).
- Средства массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, тематические фильмы, передачи и т. д.).
- Наглядная агитация (брошюры, плакаты, листовки, памятки и т. д.).
- Комбинация средств (использование нескольких каналов).
Активные методы
К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д.
То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения – это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией.
Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории.
Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д.
Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы. Лекция – это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей.
Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.
Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут.
При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата.
В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.
Пассивные методы
Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают:
Видео:Организация и обеспечение дезинфекции в медицинской организацииСкачать
- Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.).
- Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.).
- Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.).
- Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.).
Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения – районные центры, города, республики или страну в целом.
https://www.youtube.com/watch?v=jlFZe3LVePI
Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них – популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены:
- Личную, общественную.
- Трудовую (все виды деятельности – промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.).
- Профессиональных заболеваний.
- Жилищную, системы питания и воспитания.
- Борьбу с травматизмом.
Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.
На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий:
- Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия).
- Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний).
- Туберкулез.
- Заболевания, передающиеся половым путем.
- Острые простудные заболевания.
Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.).
Учреждения
Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.
В учреждении проводятся исследования по направлениям:
Видео:Санитарно-эпидемиологический режим в медицинской организацииСкачать
- Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
- Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
- Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.
Просветительная и воспитательная работа — обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения.
Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).
Просветительство в поликлиниках
Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения. Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.
В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.
Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения.
Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.
В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.
Просветительство в стационарах
Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.
https://www.youtube.com/watch?v=fmXJRp_ZOZM
В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни.
Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.
Инструктаж и обучение
Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:
Видео:Математика это не ИсламСкачать
- Парикмахеры, банщики.
- Продавцы продуктовых товаров.
- Сотрудники прачечных.
- Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.
Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:
- Охрана окружающей среды.
- Общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
- Охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).
Знания — путь к здоровью
Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры.
Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.
📸 Видео
Профилактика лекция №2Скачать
Новые санитарные требованияСкачать
Система выявления и практические методы работы с одарёнными детьми в школеСкачать
Единовременная выплата рожденным с 1950 по 1991 год по 25-30 тыс. Даю пояснения!Скачать
Современный урок: технологии и методические приемы. Выполнение ПРП по технологии в 5-9 классахСкачать
Мир будущего // Каким будет мир в 2050? // Города будущего // Еда будущего // Будущее цивилизацииСкачать
Секрет ПФР раскрыт! Эта справка удвоит вам пенсию! СРОЧНО!Скачать
Реализуем ФОП дошкольного образования: современные формы и методы работы с дошкольникамиСкачать
Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения. Вебинар.Скачать
Как умножать сложные числа? Лайфхак👌 #shortsСкачать
Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФОП дошкольного образованияСкачать
Игровые здоровьесберегающие технологии в образовательной организацииСкачать
Не сдал ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
Вебинар Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного и воспитательного процессаСкачать