+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Сенатусконсульты. Конституции

Содержание

Законы и сенатусконсульты

Сенатусконсульты. Конституции

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е.

так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.

Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом».

Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д.

Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола.

Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства.

Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta — влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta — без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания — plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы.

Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo).

Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum — указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — сенатусконсульты (senatusconsulta).

Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями.

Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права — jus vetus.

law.wikireading.ru

Сенатусконсульты

23. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet).

В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.

Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. С. Macedonianum — см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы.

Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita — речь императора, произнесенная в сенате.

Читайте так же:  Уплата налога на доходы 6%

Деятельность старых республиканских юристов

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев.

Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности — провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов и целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.

В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче1 советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.

Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.

Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium inter-pretatione consistit (D. 1.2.2.12. Pomponius).

Так и в нашем государстве [правосудие] строится или на основании права, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.

В этих словах Помпония подчеркнута творческая роль римского толкования законов и его значение как источника права. Так, путем толкования XII таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др.

Путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права. Древнее толкование III-II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки. Цицерон рисует это состояние и метод словами — veteres verba tenuerunt — древние держались за слова (pro Murena.

11), подчеркивая консерватизм методов старого толкования.

Литературные произведения старых юристов

Источник: https://sokolieds.ru/blog/zakony-i-senatuskonsulty/

2.3 Сенатусконсульты. Конституции

Сенатусконсульты. Конституции

Сенатусконсульты – постановления сената (SC). Гай так определил сенатусконсульты: “Постановление Сената – это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили”. До начала II в. н.э. сенатусконсульты не имели силы закона…

Источники римского частного права

2.3 Сенатусконсульты

В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой…

Конституционное устройство Российской Федерации

1.Вопрос №9. Понятие Конституции. Виды конституций. Политические и юридические свойства Конституции. Определите вид Конституции РФ, укажите ее политические и юридические свойства

Конституция – это нормативный правовой акт(совокупность нормативно правовых актов) обладающих высшей юр силой и регулирующие основы правоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти…

Конституция Российской Федерации

f2.2 Охрана конституции и принцип верховенства конституции

Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации…

Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

1.1 Этапы развития Конституции Российской Федерации. Необходимость принятия новой Конституции

Начиная от первых декретов Октября, конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года…

Основные учения о сущности конституции

f1. Понятие конституции и концепция становления современной конституции, основные конституционные модели

Термин «конституция» идет со времён Древнего Рима. Так назывался один из видов правовых актов императоров. Такие акты не имели почти ничего похожего на современные конституции…

Понятие, сущность и основные черты Конституции

f1. Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства, юридические и другие свойства Конституции РФ

Конституция (от латинского слова constitution – устанавливаю, учреждаю) – основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя…

Понятие, сущность и основные черты Конституции

2. Реализация Конституции РФ, современные проблемы Конституции РФ, недостатки Конституции РФ и предложения по ее устранению, конституционная ответственность

· Реализация (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения. · Реализация права – процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права…

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

1.1 История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года

Прежде чем рассматривать процесс принятия поправок и пересмотра в современном законодательстве, хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс, и выяснить, используя сравнение с Конституцией 1978 г., то…

Сенатусконсульты и императорские конституции как источники Римского права

Сенатусконсульты (senatusconsulta) – это постановления римского сената, основной формой законодательных актов были с I по III в. н.э…

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

Глава 1. Общая характеристика Конституции США и Конституции РФ как основного закона государства

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

Глава 2. Сравнительный анализ закрепления основ конституционного строя и положений в Конституции РФ и Конституции США

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

2.3 Сравнительная таблица отдельных положений Конституции РФ и Конституции США

Россия США Законодательная власть Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года…

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

Глава 4. Отражение принципа разделения властей и механизма системы сдержек и противовесов в Конституции РФ и Конституции США

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную…

Экономическая основа конституционного строя

1.1 Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г

Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И…

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/34584

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.