Понятие виды земельно правовых норм. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Понятие виды земельно правовых норм. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности Политические права
Понятие земельно-правовых норм и их классификация

Норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы права, как и другие социальные нормы, устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований — от государства до различных социальных групп. Норма права — это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, ряд возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма земельного права — установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу использования и охраны земельных ресурсов.

Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.

Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:

    1. общеобязательностью (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
    2. формальная определенностью (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
    3. связью с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
    4. предоставительно-обязывающим характером (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
    5. системностью (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы включает:

    • гипотезу,
    • диспозицию,
    • санкцию.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие.

Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация.

В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Диспозиция указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.

В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция  — это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий.

Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Основные виды земельно-правовых норм

1) в зависимости от содержания:

    • исходные (конституционные — определяют основы правового регулирования);
    • общие (присущи общей части отрасли права);
    • специальные (относятся к отдельным институтам отрасли права).

2) в зависимости от характера:

    • материальные (регулятивные и охранительные) (те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.);
    • процессуальные (устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.).

3) в зависимости от функций:

    • регулятивные;
    • охранительные (восстановление нарушенных прав).

4) регулятивные в зависимости от способа правового регулирования:

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об  обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

https://www.youtube.com/watch?v=2Y0gC-x9a40

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

5) в зависимости от методов правового регулирования:

    • императивные (властных предписаний) — обязывающие и запрещающие;
    • диспозитивные (свобода усмотрений) — управомочивающие.

6) в зависимости от круга лиц:

    • общие (общераспространенные);
    • специальные (специально распространенные — ограниченный круг).

7) в зависимости от сферы действия:

    • федеральные;
    • региональные;
    • локальные (см. ст. 2 ЗК РФ).

8) в зависимости от юридической силы:

    • правовые нормы законов;
    • правовые нормы подзаконных актов.

9) в зависимости от субъектов правотворчества:

    • принятые госорганами;
    • принятые негосударственными структурами (народным референдумом).

Видео:Земельное право || Понятие земельного права. Земельные правоотношенияСкачать

Земельное право || Понятие земельного права. Земельные правоотношения

Земельно-правовые нормы в 2021 году: понятие и классификация

Понятие виды земельно правовых норм. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельные, как и все другие правоотношения, требуют контроля и регулирования со стороны правительства. Для этого используются обязательные для участников правила поведения, принятые уполномоченными органами.

Они закрепляются в официальных актах, регулирующих права и обязанности субъектов правоотношений.

Не являются исключением и земельно-правовые нормы, при помощи которых государственные органы контролируют использование земли и обеспечивают сохранность этого важного ресурса.

Нормы, регулирующие земельные отношения, их понятие и классификация

Поведение участников земельных отношений, соблюдение ими правил эксплуатации земли регулируется нормами профильного законодательства. Нормативные акты характеризуются такими признаками:

  • обязательность;
  • формальная определенность;
  • наличие связи с государством;
  • обязывающий и предоставляющий права характер;
  • системность.

Нормы земельного права делятся по таким признакам:

  • содержание;
  • характер предписания;
  • способ воздействия на субъекты правоотношений;
  • институт земельного права.

Существует также разделение по субъектам, реализующим право на использование земли. Это могут быть:

  • граждане,
  • госорганы,
  • предприятия или организации.

Понятие и классификация земельно-правовых норм описываются во многих учебниках по земельному праву. Специалисты в данной отрасли указывают на наличие разделения законодательных актов на две группы, согласно способу воздействия на участников земельных правоотношений:

  1. Материально-правовые, которые в свою очередь делятся на регулятивные и нормы-гарантии.
  2. Процессуально-правовые, которые регламентируют:
    • порядок рассмотрения споров;
    • процедуру обжалования принятых решений;
    • порядок подачи просьб;
    • способы подачи заявлений и ходатайств.

К первой категории относятся нормы положительного правового регулирования. Они делятся на:

  • уполномочивающие, направленные на реализацию субъектами их прав на совершение положительных действий: право сдавать собственность в аренду и так далее;
  • обязывающие. В качестве примера можно привести статью 42 Земельного кодекса РФ, требующую от владельцев земельных наделов соблюдения мероприятия по охране своей собственности);
  • запрещающие. Например, статья 23 ЗК Российской Федерации ограничивает пользование чужим участком;
  • компенсационные, которые обязывают участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный вред;
  • нормы, предусматривающие обязанность субъектов выполнять требование по охране земли и других природных ресурсов от воздействий, способных причинить вред экологии.

Что касается процессуально-правовых норм, то они делятся на:

  • правонаделительные,
  • правообеспечительные,
  • правоохранительные,
  • правопрекращающие.

Структура земельных нормативных актов

Каждая земельно-правовая норма имеет свою внутреннюю структуру. Под этим понятием подразумевают ее части, имеющие определенную логическую связь. Составляющими элементами являются:

  1. Гипотеза. Эта часть содержит описание условий, при которых действует правовая норма. Это может быть краткий перечень обстоятельств, наступление которых позволяет ее применить или подробное описание той или иной ситуации, требующей применения нормы.
  2. Диспозиция. Описывает поведение субъектов правоотношений при наступлении обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
  3. Санкция – элемент нормы, определяющий возможные юридические последствия, которые наступят в результате совершения правонарушения. Примечательно, что санкции могут носить не только наказательный характер, но и восстанавливать нарушенные права.

Структура земельно-правовой нормы не отличается от состава нормативных документов, регулирующих другие отрасли права.

Особенности норм, регулирующих земельные правоотношения

Нормы земельного права взаимосвязаны. Одни регулируют положительные действия субъектов правоотношений, другие выполняют правоохранительные функции. Благодаря такой логической связи допускается раздельное их формулирование.

https://www.youtube.com/watch?v=uvTXarh6lEc

Существуют также и другие особенности земельно-правовых норм. Некоторые статьи носят отсылочный характер. Они не излагаются полностью, в них отсутствует санкция. Это возможно при условии, что сама санкция находится в других отраслях законодательства. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрены наказания за земельные правонарушения, которые носят общественно опасный характер.

В статьях, предусматривающих административное наказание, присутствует ссылка на КоАП Российской Федерации. В качестве примера восстановительной санкции можно назвать статью 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую обязанность возмещения в полном объеме убытков потерпевшему.

Земельно-правовые нормы и их виды

Изучение земельного законодательства требует четкого понимания того, какие существуют виды земельно-правовых норм. Они делятся на определенные типы, в зависимости от:

  • содержания: исходные, общие, специальные;
  • характера: материальные или процессуальные;
  • функций: регулятивные и охранительные;
  • способа правового регулирования: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
  • методов правового регулирования: императивные, диспозитивные;
  • круга лиц: общие и специальные;
  • сферы действия: федеральные, региональные, локальные;
  • юридической силы: нормы законов и подзаконных актов;
  • субъекта правотворчества: принятые государственными или негосударственными органами.

Такая детальная классификация позволяет сделать вывод о том, насколько серьезно государство подходит к вопросу регулирования земельных отношений.

Земельные правоотношения: понятие и особенности

Земельные правоотношения – это понятие, определение которому дается в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормой этого законодательного акта, под ними следует подразумевать отношения в сфере использования и охраны земель, которые являются основой жизнедеятельности лиц, проживающих на территории страны.

Элементами правоотношений в данной сфере являются:

  • субъект. В этом качестве может выступать государство, субъекты России, муниципальные органы, юридические или физические лица;
  • объект. Правоотношения предусмотрены статьей 6 Земельного кодекса РФ;
  • содержание. Под ним следует подразумевать взаимные права и обязанности субъектов, выполняющих действия в соответствии с нормами права.

Заключение

Все земельные правоотношения регулируются нормами действующего законодательства РФ. Государство полностью контролирует процесс эксплуатации земельных наделов, приобретение и отчуждение прав собственности на этот объект недвижимости, соблюдение правил использования земель.

Эти и другие требования закреплены в земельно-правовых нормах. Они могут иметь разную юридическую силу. Так, требования, предусмотренные Земельным кодексом России и другими законами, обязательны к исполнению.

Подзаконные акты, например, СНиП, которым регулируется инсоляция земельного участка, могут носит рекомендательный характер.

Как оформить земельный участок в собственность:

Загрузка…

Видео:Видеоурок "Право. Правовая норма"Скачать

Видеоурок "Право. Правовая норма"

Читать онлайн Земельное право. Шпаргалка страница 2. Большая и бесплатная библиотека

Понятие виды земельно правовых норм. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Принципы земельного права — это основополагающие начала, фундаментальные положения, на которых строится отрасль земельного права:

1) учет значения земли как основа жизнедеятельности человека.

Согласно данному принципу регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, и одновременно како недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=c_m-oNnLzjE

Согласно данному принципу владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека. Данный принцип указывает на необходимость принятия специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли;

4) участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся прав на землю.

Граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозных организаций имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.

Органы государственной власти, ОМСУ, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством;

5) единство земли земельных участков;

6) платность использования земли;

7) деление земель по целевому назначению;

8) разграничение государственной собственности на землю — необходимое условие земельного строя страны и др.

Разграничение норм земельного права с другими отраслями права:

1) земельные и водные отношения. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к водным объектам, не должны препятствовать использованию этих объектов и их берегов для реализации судоходства и иных нужд;

2) земельные и лесные отношения (право собственности граждан и юридических лиц на растительность, охрана, защита растительности и т. д.).

5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение

Экономические преобразования, проводимые в РФ, потребовали существенно изменить земельные отношения.

Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включения земли в гражданский обороти создания всероссийского рынка земли.

В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений в сфере земельных отношений повлекло введение платы за земельные участки.

Земельная реформа представляла собой совокупность экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельно-правового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.

Реформа имеет своей целью перераспределение земель в интересах создания условий для равноправного развития разных форм хозяйств, многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель в РСФСР.

Правовую основу проведения земельной реформы составляли: Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

, которые распространили право частной собственности на землю граждан и на их коллективы. Земельный кодекс 1991 г.

установил в РФ три основные формы собственности на землю: государственную (федеральную и республиканскую), частную, общую (долевую и совместную).

Этапы:

1) инвентаризация земель. Целями данного этапа являлись выявление потребности физических и юридических лиц в землях, формирования земельного фонда для последующего перераспределения;

2) передача и закрепление земель в собственность (пользование, аренду, пользование и владение землей субъектом).

В 1990 г. впервые было предусмотрено право частной собственности на землю (в от. 12 Конституции РСФСР). Она строго ограничивала продажу гражданами земельных участков в течение 10 лет с момента приобретения.

Результаты реформы:

1) была ликвидирована монополия государственной собственности на землю;

2) проведена реорганизация 10 тыс. колхозов и совхозов и осуществлена приватизация их земель;

3) работники колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей;

4) сформирован значительный слой крестьянских фермерских хозяйств;

5) создан фонд перераспределения земель;

6) введена плата за пользование землей.

https://www.youtube.com/watch?v=Imk-4_eYlMw

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процедуры реформирования протекали непоследовательно и медленно. В связи с отсутствием земельного кодекса не была создана стойкая система земельного законодательства.

6. Понятия и виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения — это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права. Существенные различия природных свойств земли и неодинаковость природного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений:

1) регулятивные правоотношения. Это совершение участниками отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных правоотношений;

2) правоохранительные правоотношения.

Это отклонения участника земельных правоотношений от нормы закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость юридического воздействия на нарушение земельного законодательства или если есть угроза наступления правонарушения. Органы земельного кадастра могут принимать охранительные меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения;

3) материальные правоотношения, возникающие на основании норм земельного права. Устанавливают существенные права и обязанности участников земельных правоотношений (право на получение земельного участка, обязанность сохранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей);

4) процессуальные правоотношения, возникающие на основании норм процессуального права (порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о предоставлении земли, правила обжалования решений государственных органов, процедура рассмотрения земельных споров).

Возникновение земельных правоотношений:

1) заявление заинтересованного лица, которое оформляется в соответствии с порядком о возбуждении названных ходатайств перед государственным органом, управомоченным рассматривать и решать эти вопросы;

2) решение компетентного органа о предоставлении заявителю данного конкретного участка;

3) договор, например, при предоставлении земли в аренду;

4) выдача основного земельного документа о праве собственности, а также государственная регистрация;

5) использование лицом земельного участка с осуществлением ряда юридических действии.

Основания изменения земельных правоотношений:

1) эволюция тех или иных действий и событий, а также развитие законодательства;

2) разработка нового проекта внутрихозяйственного землеустройства после проведения обследовании угодий с целью уточнения их кадастровых оценок.

Основания прекращения земельных правоотношении:

1) договор о продаже земельного участка;

2) решение компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд;

3) решение суда;

4) смерть собственника земли или землепользователя;

5) истечение срока аренды земли (если срок не возобновляется);

6) добровольный отказ от земельного участка.

Прекращение земельных правоотношений бывает полным и частичным.

7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правовые нормы — это способ регулирования земельных отношений, а также других объектов, расположенных на данном земельном участке.

Виды земельно-правовых норм:

1) обязывающая (императивная). Провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, установленном законодательством;

2) запрещающая. Устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

Требует активных действий, предписывает воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона.

Запрещает нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

Видео:Виды правовых нормСкачать

Виды правовых норм

7 Тема 2. Земельные правовые нормы и правоотношения

Понятие виды земельно правовых норм. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

2часа

  1. Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.

  2. Понятие земельных правоотношений и их виды.

  3. Объекты земельных правоотношений.

  4. Субъекты земельных правоотношений.

  5. земельных правоотношений.

  6. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Задача 1

Арендодательобратился в арбитражный суд с иском карендатору о признании незаключеннымдоговора аренды земельного участка.

Вобоснование своих требований арендодательуказал на то, что договор аренды земельногоучастка, заключенный сроком на 11 месяцевне прошел государственную регистрацию,а согласно закону субъекта федерациина территории которого находитсяземельный участок, все договоры арендынедвижимого имущества подлежатгосударственной регистрации независимоот сроков аренды.

Решитедело.

Вкаких случаях осуществляетсягосударственная регистрация прав наземельные участки и сделок с ними?

Какиесубъекты наделены правом издаватьнормативные акты по вопросам определениякруга прав на недвижимое имущество ивидов сделок с ним, подлежащих обязательнойгосударственной регистрации? Какиенормативные акты устанавливают этоправо?

Задача 2

Закономсубъекта Российской Федерации «Обоснованиях (случаях) бесплатногопредоставления и предельных размерахземельных участков, предоставляемыхгражданам в собственность» установлено,что «земельный участок для обслуживанияжилого дома — земельный участок,предназначенный для обслуживания(эксплуатации) существующего жилогодома (квартиры в жилом доме), включающийв себя земельный участок, находящийсянепосредственно под жилым домом(квартирой в жилом доме), и прилегающуюк нему территорию с хозяйственнымипостройками, и земельный участок,используемый для огородничества(приусадебный участок)»

Соответствуетли приведенное в законе субъектаРоссийской Федерации определениеземельного участка нормам Земельногокодекса РФ? Обоснуйте ответ

Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правоваянорма — этоправило поведения субъектов земельныхотношений, которым они должныруководствоваться, совершая своидействия и поступки, принимая ответственныерешения.

https://www.youtube.com/watch?v=qtQ1UY0EjMM

ИнститутыОбщей и Особенной части земельногоправа состоят из правовых норм, являющихсяпервичными «клетками», ячейкамиземельного права.

  Занимаяцентральное место в правовом механизмеземельного права и обеспечивая связьи взаимодействие всех его элементов,правовые нормы выступают средствомправового регулирования земельныхот­ношений, ориентируя деятельностьих участников на обеспечение рациональногоиспользования земель и санкционированныегосудар­ством правила поведениясубъектов земельных правоотношений.Зе­мельно-правовые нормы характеризуютсяследующими признаками: общеобязательность,формальная определенность, системностьи государственная природа.

   Выделяютсяразличные виды земельно-правовых норм.

   Взависимости от характера предписанияи способа воздействия на участниковправоотношений выделяются процессуальныеи регулятивныенормы.

   Регулятивныенормы бывают: запретительными (запрещающимисовершать те или иные действия),уполномочивающими на совершениеопределенных действий и обязывающимисовершить какие-либо действия.

   Процессуальныеземельно-правовые нормы делятся на:

  -правонаделительные(определяющие порядок предоставленияземель),

 -правообеспечительные(устанавливающие порядок проведенияземлеустройства),

 -правоохранительные(регламентирующие порядок разрешенияземель­ных споров) и

 -правопрекращающие (определяющиепорядок прекраще­ния прав на земельныйучасток). Возможны и иные классификацииземельно-правовых норм, например поинститутам земельного права.

   Админис­тративныймеханизм реализации земельно-правовыхнорм имеет в своей основе императивныйподход к поведению участников земель­ныхотношений.

Одной из мер административноговоздействия, име­ющего целью обеспечитьрациональное использование и охрануземель, является установление твердогопорядка изъятия и предоставленияземельных участков.

Среди мерадминистративно-правового воздействиябольшое значение имеет государственныйконтроль за использованием земли.

   Существуеттакже экономическиймеханизмправового регулиро­вания земельныхправоотношений.

Он складывается из мердвойственного характерапозитив­ного(экономическое стимулированиепользователей земельных участковдействовать в соответствии сземельно-правовы­ми нормами) инегативного(оказывают влияние на экономическийинтерес пользователя через изъятие унего части получаемого от земли дохо­да- взимание платы за пользование землей,а также взимание платы за загрязнениеземель).

Земельно-правоваянорма, как и всякая иная правовая норма,имеет свою внутреннюю структуру, т. е.составные части, связанные между собойопределенным логическим содержанием.

Структураземельно-правовой нормы

   Земельно-правоваянорма имеет обязательные элементы, безкоторых нормы права как таковой бытьне может.

   Обязательнымиэлементамиземельно-правовой нормы являютсягипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотримих по отдельности.

   1.Гипотезаземельно-правовой нормы определяет условия,  при которыхвозможно ее применение. Эти условиявыражаются, как правило, в наличиифактов, имеющих юридическое значение.

Например, для изъятия земельсельхозпредприятий для государственныхили общественных нужд необходим такойюридически-фактический состав, какрешение на то компетентного государственногооргана; осуществление процедуры  предварительного согласования  мест размещения объекта на изымаемомучастке, возмещение сельхозпредприятиюубытков, причиненных изъятием земельногоучастка, и т.п.

   Еслигипотеза правовой нормы не соответствуетфактическим обстоятельствам дела, тоданную земельно-правовую норму применятьнельзя. Так, если гражданин, заявившийо предоставлении ему земельного участкадля ведения крестьянского хозяйства,не достиг возраста 18 лет, то норму оправе граждан на ведение крестьянскогохозяйства к нему применять нельзя.

   2.Диспозиция земельно-правовой  нормы   выражает   правило  поведения, закрепленное в норме либовытекающее из ее смысла.

Например, в ЗКРФ закреплено правило эффективноиспользовать землю, однако в чем этозаключается — в законе не раскрыто.

https://www.youtube.com/watch?v=yNiYY3IilH0

Исходя из смысла законодательства,можно сделать вывод о том, чтоземлепользователи  должны,  с одной   стороны,   максимально полно  и  экономно использоватьплощадь предоставленной земли, а сдругой — повышать качество земли каксредства производства.

   Диспозицияправовой нормы зачастую содержится внескольких нормативно-правовых актах.Так, обязанности агронома хозяйствапредусмотрены в правилах внутреннеготрудового распорядка хозяйства и другихнормативно-правовых актах, предусматривающихосновные правила работы на земле.

   3.Санкцияземельно-правовойнормы — обязательный элемент, безкоторого норма не может быть эффективной.

   Санкциейправовая норма отличается от иных норм,не имеющих правового характера (отнаучно обоснованных систем земледелия;от земледельческих традиций, господствующихв данном регионе; от моральных норм ит.п.).

   Санкцияправовой нормы выражается в наказанияхза совершенные нарушения земельногозаконодательства, а также в неблагоприятныхпоследствиях, наступающих в случаененадлежащего поведения субъектовземельных правоотношений.

Структурныечасти земельно-правовой нормы (гипотеза,диспозиция, санкция) излагаются встатьях, пунктах, подпунктах того илииного нормативного акта по-разному.

Особенностиземельно-правовых норм.Поскольку нормы земельного правадействуют в определенной логическойвзаимосвязи, т. е. одни из них регулируютпозитивные (положительные) действиялюдей, другие — правоохранительные -охраняют их от нарушений, то взаконодательной практике допускаетсяраздельное их формулирование.

Воизбежание нежелательных повторений вземельном законодательстве имеютсятакже отсылочные статьи — нормы, которыене излагают полностью их содержания, аотсылают к другим статьям данного илииного нормативного акта.

Применяетсяи прямой способ изложения тех или иныхэлементов правовой нормы — без отсылкик другим статьям нормативного акта.

Видыземельно-правовых норм:

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;

  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

🔥 Видео

Гипотеза, диспозиция и санкция - элементы правовой нормыСкачать

Гипотеза, диспозиция и санкция - элементы правовой нормы

Урок 16. Виды нормативно-правовых актовСкачать

Урок 16. Виды нормативно-правовых актов

Земельное право кратко | Категории земель и виды разрешенного использованияСкачать

Земельное право кратко | Категории земель и виды разрешенного использования

Правовые нормы. Видеоурок по обществознанию 10 классСкачать

Правовые нормы. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Урок 13. Классификация норм права.Скачать

Урок 13. Классификация норм права.

8.1. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имуществаСкачать

8.1. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества

ТГП || 8. Нормы праваСкачать

ТГП || 8. Нормы права

Категории земель и виды разрешенного использованияСкачать

Категории земель и виды разрешенного использования

Понятие земельного права, система земельного права. Земельное право. Земельный кодекс (ЗК РФ)Скачать

Понятие земельного права, система земельного права. Земельное право. Земельный кодекс (ЗК РФ)

8.4. Виды права собственностиСкачать

8.4. Виды права собственности

Сервитут на земельный участок | Простыми словамиСкачать

Сервитут на земельный участок | Простыми словами

Земельное право || Земля как объект права собственностиСкачать

Земельное право || Земля как объект права собственности

КАК НАШ НАРОД ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД! ЛЮДЕЙ КИДАЮТ И ОНИ САМИ ИДУТ НА ПОВОДУ МОШЕННИКОВ И МУТНЫХ СХЕМ.Скачать

КАК НАШ НАРОД ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД! ЛЮДЕЙ КИДАЮТ И ОНИ САМИ ИДУТ НА ПОВОДУ МОШЕННИКОВ И МУТНЫХ СХЕМ.

Норма права. Виды правовых нормСкачать

Норма права. Виды правовых норм

Административное право. Тема 4. Административно-правовые нормы.Скачать

Административное право. Тема 4. Административно-правовые нормы.
Поделиться или сохранить к себе: