Соглашение об исполнении обязательств по государственному контракту. Неисполнение обязательств по договору

Соглашение об исполнении обязательств по государственному контракту. Неисполнение обязательств по договору Дети
Содержание
  1. Как оплатить неустойку по 44-ФЗ
  2. Как оплатить неустойку и подтвердить это
  3. Возможные последствия
  4. Гк рф статья 330. понятие неустойки
  5. Договорная неустойка: основные принципы применения
  6. Соотношение с понятиями «штраф», «пеня» и «проценты»
  7. Назначение и применение
  8. Виды
  9. Определение сторонами меры ответственности за нарушение обязательств в договоре
  10. Порядок взыскания
  11. Период начисления
  12. Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?
  13. Из каких стадий состоит
  14. Отображение в ЕИС
  15. Срок исполнения контракта
  16. Обеспечение исполнения контракта
  17. 4. Исполнение обязательств по государственному контракту
  18. 1. Значение и сфера применения контрактации
  19. Взыскание штрафа при исполнении контракта
  20. Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту
  21. Разберем несколько ситуаций:
  22. Определение ВС РФ.
  23. Суть дела
  24. Судебное разбирательство
  25. Позиция ВС РФ
  26. 📽️ Видео

Видео:Невозможность исполнения обязательств | Что делать, если госконтракт стал невыгодным? #ГруппаФинансыСкачать

Невозможность исполнения обязательств | Что делать, если госконтракт стал невыгодным? #ГруппаФинансы

Как оплатить неустойку по 44-ФЗ

Рассмотрим основные вопросы, касающиеся уплаты неустойки по государственным сделкам в разрезе 44-ФЗ и ГК РФ.

Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

  1. Есть неустойка, убытки не оплачивают.
  2. Возмещают убытки и оплачивают неустойку.
  3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или неустойку.

№ 44-ФЗ под неустойкой понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков исполнения либо неисполнения обязательств по договору. Условие о неустойке, а также порядок ее уплаты включают среди обязательств в текст государственного контракта.

Важно знать, что уплата неустойки в виде пени проиходит только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ключевой ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты (ч. 10 Правил, утв. ПП РФ № 1042 от 30.08.2021).

Размер этой неустойки для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет неустойки в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

Взыскание неустойки в форме штрафа для обеих сторон происходит за полное неисполнение или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2021. Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Такая неустойка начисляется ежедневно после истечения установленных договором сроков.

Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность оформить соглашение о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

В случае обнаружения нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму неустойки, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает сумму и соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств кредитором.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений.

Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок.

Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением об оплате неустойки.

Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

Возможные последствия

Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры без начисления неустойки.

https://www.youtube.com/watch?v=jos3E8DUgDE

В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные об ответственности (о пенях и штрафах — п. 10 ч. 2 ст. 103).

Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

Гк рф статья 330. понятие неустойки

Видео:Дополнительное соглашение к договору | Образцы заполненияСкачать

Дополнительное соглашение к договору | Образцы заполнения

Договорная неустойка: основные принципы применения

Соглашение об исполнении обязательств по государственному контракту. Неисполнение обязательств по договору

Неустойка за неисполнение обязательств по договору — это и мера ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств, и способ обеспечить их исполнение.

В общем смысле этот термин обозначает определенную санкцию за нарушение установленных условий деловых взаимоотношений, случаи применения которой обозначаются в соглашении.

Таким образом, стороны, подписывая контракт, соглашаются с возможностью ее применения.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Стороны обязаны четко выполнять обязательства по договору, поставлять товар, выполнять работы или оказывать услуги в соответствии с оговоренными условиями.

Если объектом обязательства по договору является имущество, оно должно быть передано вовремя и в соответствующем состоянии. Но ситуации, когда обязательство по договору не выполняется, достаточно часто встречаются на практике.

На этот случай стороны договора вправе согласовать меры ответственности за нарушения обязательства. Законом установлены следующие виды санкций:

  • возмещение причиненных нарушением обязательств по договору убытков;
  • неустойка (разновидностями которой являются пени и штраф);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ.

Соотношение с понятиями «штраф», «пеня» и «проценты»

В законодательстве четкого разграничения этих терминов нет. На практике сложилось мнение, что штраф и пеня — это разновидности неустойки, причем штраф устанавливается в виде точной суммы, в конкретном размере либо в виде процента от суммы и взыскивается единожды.

А пеня — это санкция за нарушение условий контракта, которая выражается в процентах за каждый день неисполнения обязательств, просрочки. Являются ли проценты по договору неустойкой? Это разные виды обеспечительных мер и мер ответственности контрагента.

Если в соглашении не обозначено право кредитора на взыскание неустойка, то он, помимо прямых убытков, которые необходимо доказать и обосновать, может рассчитывать только на получение процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Назначение и применение

В соответствии с ГК РФ, договорная неустойка применяется в том случае, если подобное условие четко оговорено, определено в соглашении. В остальных случаях исполняются положения закона о мере ответственности сторон.

Важно помнить, что в определенных случаях размер санкции закреплен на законодательном уровне, и снизить его стороны по своему решению не могут, они вправе его только повысить.

Такая жесткая фиксация установлена законодателем в качестве меры ответственности участника контракта в случае:

  • несоблюдения срока исполнения требований потребителя продавцом — здесь применяется санкция, установленная «Законом о защите прав потребителей»;
  • несоблюдения страховщиком условия о сроке возврата страхователю страховой премии или ее части по закону об ОСАГО (ч. 4 ст. 16.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Таким образом, если коротко ответить на вопрос, что такое неустойка по договору: это действенный инструмент реализации прав сторон договора, она служит гарантией исполнения обязательств.

В случае их нарушения, если предусмотрена такая санкция в контракте, стороне нет необходимости доказывать свои убытки, достаточно сослаться на конкретный пункт документа.

Поэтому применяется неустойка на практике очень часто.

Виды

Кроме вышеприведенных (штраф или пени), существуют другие виды этой санкции, с возможностью или невозможностью взыскания одновременно с ней убытков участника сделки:

  • зачетная, в этом случае описываемая мера ответственности применяется наряду со взысканием убытков в непокрытой ею части;
  • исключительная, когда взыскивается только ДН, а убытки не подлежат возмещению. Такие санкции в силу сложившейся практики применяются при взаимодействии с перевозчиками, при оказании транспортных услуг;
  • штрафная, когда взыскание убытков возможно в полном объеме сверх ДН, это правило применяется только в том случае, если имеется прямое указание в соглашении;
  • альтернативная, когда кредитор вправе выбрать один из указанных выше способов защиты своих прав. Она применяется и при наличии прямого указания в контракте.

Стороны определяют неустойку при нарушении обязательств в договоре. Но есть случаи, когда законодатель конкретными нормами регулирует размер санкции в определенной сфере правоотношений.

https://www.youtube.com/watch?v=wSNTOgoAo7s

Пример закрепления размера неустойки за нарушение обязательств по договору на законодательном уровне:

  • нарушение продавцом обязательств не по договору, а в соответствии с законом о защите прав потребителей, например: несоблюдение сроков выполнения требований потребителя, несоблюдение срока передачи предварительно оплаченного товара, просрочка исполнения работы, просрочка исполнения некоторых требований потребителя (ст. 23-31 ЗЗПП);
  • несвоевременный платеж по векселю (ст. 3 ФЗ-48, который носит наименование «О простом и переводном векселе»);
  • просрочка возврата страховой премии страхователю страхователем (ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»);
  • просрочка платежей во исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве (ст. 5 ФЗ-214).

Определение сторонами меры ответственности за нарушение обязательств в договоре

При определении условий взаимодействия, прав и обязанностей и мер ответственности за неисполнение обязательств стороны должны учитывать в первую очередь законодательные нормы этого вида правоотношения и сделки.

Если по Гражданскому кодексу нет жестких правил, касающихся мер ответственности, и имеется возможность уточнения норм закона, стороны вправе устанавливать размер и порядок определения и взыскания неустойки при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий контракта.

Формулировки о размере санкции, если они позволяют характеризовать ее как элемент ценообразования (например, «при просрочке поставки продукции более чем на 15 дней цена продукции, установленная первоначально, увеличивается на 3%» и т. п.), могут стать основанием для начисления НДС на суммы неустойки.

Пример формулировки положения о неустойке:

При неисполнении обязательства об оплате товара в срок, указанный в п. (указывается пункт соглашения, контракта) настоящего договора, Покупатель обязан уплатить неустойку в размере (указывается процент от суммы или фиксированная сумма) от суммы образовавшейся задолженности за каждый день допущенной им просрочки, начиная со дня, когда обязательство по договору должно было быть исполнено.

В случае нарушений при оплате услуг неустойка по договору оказания услуг может быть любой: зачетной, штрафной, исключительной, альтернативной, законодатель предоставляет участникам сделки полную свободу выбора.

Но надо учитывать и права других участников, ограничения, возможные при применении закона на практике, ведь суды исходят при принятии решений в том числе из принципа справедливости и соответствия меры ответственности допущенному нарушению.

Поэтому они нередко уменьшают неустойку.

Порядок взыскания

Выполнение условий взаимодействия, соблюдение взятых обязательств в соответствии с договором — основная обязанность стороны договора, в противном случае возможны установленные последствия, в том числе санкции. Порядок взыскания неустойки общий, для этого необходимо:

  1. Рассчитать размер неустойки.
  2. Соблюсти претензионный порядок урегулирования спора (составить претензию о взыскании и направить ее должнику).
  3. Обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга.
  4. Обосновать требования и привести доказательства своих доводов.

Механизм расчета определяется в соответствии с законом или договором. Срок, за который взыскивается неустойка, тоже определяется в соответствии с соглашением.

Обычно она взыскивается за весь период неисполнения или ненадлежащего исполнения до момента принятия решения судом.

Нельзя попросить суд принять решение о взыскании санкции по день фактического исполнения (как в случае с процентами по ст. 394 ГК РФ).

В настоящее время судебная практика исходит из того, что единовременное взыскание неустойки и процентов по ст. 395 за пользование чужими денежными средствами недопустимо. Дело в том, что суды посчитали финансовую нагрузку на ответчика чрезмерной, так как при применении обеих этих мер ответственности доказывать размер и факт убытков не нужно.

Период начисления

Неустойка начинает начисляться с момента начала просрочки, то есть со следующего дня после дня, когда должно было быть исполнено обязательство по договору.

Момент определения окончания периода взыскания вызывает много вопросов, все зависит от сложившихся между сторонами правоотношений.

По общему правилу неустойка начисляется до момента полного исполнения обязательств по договору лицом, нарушившим условия соглашения, независимо от момента прекращения действия соглашения.

https://www.youtube.com/watch?v=o-hp2DvgLa4

Если на законодательном уровне определено или оговорено отдельно сторонами, что санкция взыскивается с момента расторжения соглашения или контракта, неустойка взыскивается до этого момента. Пленум ВС № 7 от 24.03.2021 связывает момент прекращения взыскания с моментом прекращения основного обязательства по договору.

Видео:1.3. Исполнительные обязательстваСкачать

1.3. Исполнительные обязательства

Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?

Соглашение об исполнении обязательств по государственному контракту. Неисполнение обязательств по договору

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств.

К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме.

В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям. В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях. Заказчик обязан сделать все зависящее от него для успешного завершения госконтракта: в частности, вовремя перечислять разрешительную документацию, своевременно принимать работу и пр.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

https://www.youtube.com/watch?v=zrbZNMZrn1A

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2021 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

Важным этапом исполнения контракта является приемка результатов работ заказчиком. Она устанавливается условиями госконтракта.

В обязанности заказчика перед приемкой входит проведение экспертной оценки выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров).

В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2021 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта.

После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов.

Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

В случае просрочки при исполнении госконтракта по 44-ФЗ назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Размер пени может быть уменьшен на сумму исполненных в положенные сроки обязательств. Пени начисляются как для исполнителей, которые несвоевременно сдали работы, так и для заказчиков, которые их несвоевременно оплатили.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью ЭЦП и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или расторжении контракта.

Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика.
  2. Источник финансирования закупки.
  3. Способ выбора поставщика.
  4. Дата окончания процедуры отбора.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. Объект госзакупки.
  8. Цена госконтракта.
  9. Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике.
  11. Сроки гарантийных обязательств.
  12. Данные об изменении условий госконтракта.
  13. Копия подписанного договора.
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с субподрядчиками из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с единственным поставщиком.
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта.
  18. Код закупки.
  19. Документация о приемке.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту.

Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты.

Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

https://www.youtube.com/watch?v=wBY_HgmxvgE

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в извещении по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение обеспечения, то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта. В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской гарантией. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст.

45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства. При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от НМЦК.

https://www.youtube.com/watch?v=JCTo4dW9-gs

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения демпинга в контрактной системе.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке.

Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Видео:Можно ли заключить допсоглашение до подписания контракта по №44 ФЗСкачать

Можно ли заключить допсоглашение до подписания контракта по №44 ФЗ

4. Исполнение обязательств по государственному контракту

Соглашение об исполнении обязательств по государственному контракту. Неисполнение обязательств по договору

Втех случаях, когда государственнымконтрактом на поставку товаров длягосударственных нужд предусмотрено,что поставка товаров осуществляетсяпоставщиком (исполнителем) непосредственногосударственному заказчику либоуказанным последним конкретнымполучателям (по отгрузочным разнарядкамгосударственного заказчика), отношения,складывающиеся между сторонамигосударственного контракта в процессеего исполнения, не отличаются спецификойи регулируются нормами о договорепоставки.

Припоставке товаров покупателям, с которымипоставщиком (исполнителем) в соответствиис государственным контрактом заключеныдоговоры поставки, особенность заключаетсяв том, что по общему правилу обязанностьоплаты поставленных товаров возлагаетсяне на государственного заказчика, а напокупателя, получившего товары.

Гарантиейправ и законных интересов поставщика(исполнителя) будет служить норма,согласно которой при оплате товаров подоговору поставки товаров длягосударственных нужд покупателемгосударственный заказчик признаетсяпоручителем по денежному обязательствупокупателя.

Это означает, что в случаенеоплаты товаров покупателемгосударственный заказчик будет отвечатьперед поставщиком (исполнителем) вполном объеме, включая уплату процентов,возмещение судебных издержек и другихубытков, вызванных неоплатой поставленныхтоваров (ст.532ГК).

Определеннымиособенностями отличаются последствиянеисполнения государственным заказчикомобязанности по возмещению поставщику(исполнителю) убытков, причиненных всвязи с исполнением последнимгосударственного заказа, принятиекоторого было для него обязательным.Такие убытки должны быть выплаченыгосударственным заказчиком в срок непозднее 30 дней со дня передачи поставщиком(исполнителем) товаров, предусмотренныхгосударственным контрактом.

Нарушениегосударственным заказчиком этойобязанности дает поставщику (исполнителю)право отказаться от исполнениягосударственного контракта и потребоватьот государственного заказчика возмещениядополнительных убытков, вызванныхрасторжением государственного контракта.

В таких случаях поставщик (исполнитель)вправе также отказаться и от исполнениядоговоров поставки товаров длягосударственных нужд, заключенных наосновании государственного контрактас конкретными покупателями.

Причемубытки, причиненные покупателям такимотказом от исполнения договора, такжеподлежат возмещению государственнымзаказчиком (ст.533ГК).

Государственныйзаказчик вправе отказаться от товаров,поставка которых предусмотренагосударственным контрактом, лишь приусловии возмещения причиненных этимубытков как поставщику-исполнителю,так и покупателям по договорам поставки,которые были изменены или расторгнутыв силу отказа государственного заказчикаот соответствующих товаров.

1. Значение и сфера применения контрактации

Договорконтрактации, являющийся отдельнымвидом договора купли-продажи, призванрегулировать отношения, связанные сзакупками у сельскохозяйственныхорганизаций и крестьянских (фермерских)хозяйств выращиваемой либо производимойими сельскохозяйственной продукции.

https://www.youtube.com/watch?v=pPX4YqbftOk

Вроссийском дореволюционном гражданскомзаконодательстве отсутствовалоспециальное регулирование отношенийпо закупкам сельскохозяйственнойпродукции.

Судебная практика той порыисходила из возможности применения кданным правоотношениям правил о договорекупли-продажи либо о договоре запродажи.

Но по действовавшему в то времязаконодательству договор купли-продажипредполагал наличность вещи, состоящейво владении продавца, поэтому предметомдоговора купли-продажи не могли выступатьвещи, не существующие на момент заключениядоговора, например будущий урожай .

Что касается договора запродажи, то егопредметом признавалось лишь недвижимоеимущество. Данную проблему предполагалосьрешить путем уточнения предмета договоракупли-продажи, имея в виду, что таковымдолжны были признаваться и будущиевещи, не существующие в момент заключениядоговора .

———————————

См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч.С. 92.

См.: Гражданское уложение. Проект / Подред. И.М. Тютрюмова. С. 347.

Всоветский период на первом этапеотношения, складывающиеся междусельскохозяйственными производителямии покупателями выращенной продукции,регулировались договором купли-продажи.В ГК 1922 г. отсутствовали какие-либо нормыо договоре контрактации.

В дальнейшемобязательства колхозов и совхозов посдаче государству выращенной илипроизведенной ими продукциисельскохозяйственного производствабыли практически лишены товарныхэлементов, эти правоотношения носилиадминистративный характер и именовалисьобязательными поставками сельскохозяйственнойпродукции.

В60-х годах прошлого века совхозы былипереведены на хозрасчет, значительноповышались закупочные цены, внедрялсядоговорный метод заготовоксельскохозяйственной продукции. ВОсновах гражданского законодательства1961 г. появились нормы о договореконтрактации (ст. ст. 51 — 52), которые быливоспроизведены в ГК РСФСР 1964 г.

(ст.ст. 267- 268).Согласно указанным нормам государственнаязакупка сельскохозяйственной продукцииу колхозов и совхозов осуществляласьпо договорам контрактации, которыезаключались на основе планов государственныхзакупок сельскохозяйственной продукциии планов развития сельскохозяйственногопроизводства в колхозах и совхозах .

———————————

Видео:Изменение договорных отношений и принятие обязательств по контракту со стороны заказчика по 44-ФЗ.Скачать

Изменение договорных отношений и принятие обязательств по контракту со стороны заказчика по 44-ФЗ.

Взыскание штрафа при исполнении контракта

Соглашение об исполнении обязательств по государственному контракту. Неисполнение обязательств по договору

Статья акутальна на: Декабрь 2021 г.

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ.

в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта. Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Доводзаказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4Правилисключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно. Определение ВС РФ.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

https://www.youtube.com/watch?v=InZ0WaVP1cs

Суд установил, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ. Однако, в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта.

Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Вывод суда: Довод заказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4 Правил исключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно.

Суть дела

По результатам электронного аукциона федеральное государственное учреждение (далее — учреждение, заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, поставщик) государственный контракт, в соответствии с которым общество обязалось поставить высокоточные погружные датчики уровня воды, а заказчик обязался принять и оплатить товар. Срок поставки товара составлял 90 дней от даты заключения контракта. Контрактом было предусмотрено, что невыполнение поставщиком условий контракта является основанием для обращения заказчика в суд с требованием о расторжении контракта или расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать от контрагента уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, поставщик обязан уплатить заказчику штраф. При этом общая сумма штрафных санкций не может превышать 10% от цены контракта.

Поставщик направил заказчику письменное уведомление, в котором попросил расторгнуть контракт ввиду обстоятельств непреодолимой силы, создающих невозможность исполнения условий контракта по независящим от поставщика причинам, а именно из-за сильных колебаний курса валют поставка оборудования по цене, указанной в контракте, стала невозможна.

В ответной претензии учреждение потребовало полного и своевременного исполнения обязательств поставщиком, поскольку изменение курсов валют не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.

В сложившейся ситуации возможно только расторжение договора в одностороннем порядке по вине поставщика с начислением ему штрафных санкций и удовлетворением требований заказчика о возмещении убытков.

В связи с непоставкой товаров заказчик уведомил ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а затем обратился в суд с иском к поставщику о взыскании штрафных санкций и пеней.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании штрафа, однако посчитал, что взыскание пеней с поставщика противоречит условиям контракта и положениям законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=3k_e4lChAao

Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрена ответственность поставщика отдельно за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства (ч. 8 ст.

34 Закона № 44-ФЗ) и отдельно за просрочку исполнения обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суд указал, что действующее нормативное регулирование, а также условия спорного контракта предусматривают два вида ответственности поставщика — неустойку (пени) и штраф.

При этом ответственность поставщика разграничена: за просрочку исполнения обязательства ответственность наступает в виде пеней, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, — в виде штрафа в фиксированной сумме.

Формулировки положений Закона № 44-ФЗ и спорного контракта, по мнению суда, исключают возможность привлечения к ответственности в виде пеней за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства.

Поскольку в обоснование требований учреждение указало именно на неисполнение обязательств поставщиком, то требование о взыскании с общества пеней за неисполнение обязательств является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Требование о взыскании штрафа суд признал правомерным.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении.

Судьи поддержали вывод о том, что предусмотренные законом и спорным контрактом виды ответственности наступают при наличии различных условий.

Нарушение требований договора со стороны поставщика в рассматриваемом деле должно классифицироваться как одно общее ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и влечь взыскание штрафа.

Доводы заказчика об ином применении норм права суд отклонил как основанные на неверном толковании. Из обстоятельств спора следовал только факт нарушения обязательства по заключенному в результате аукциона контракту, который в конечном итоге был расторгнут сторонами.

В то время как взыскание неустойки в виде пеней производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока. Применение данного вида ответственности имеет условия, отличные от случаев взыскания штрафа.

В рассматриваемом споре заведомое неисполнение обязательства поставщиком к определенному сроку, приведшее в итоге к расторжению договора, представляет собой единое нарушение.

Учитывая, что гражданским законодательством не предусмотрено одновременное применение нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение договорных обязательств, взыскание одновременно неустойки и штрафа является неправомерным.

Это важно знать:  Взыскание судебной неустойки за неисполнение решения суда

Не согласившись с выводами судов, заказчик обратился с кассационной жалобой в арбитражный суд округа.

Аргументируя свою позицию, учреждение ссылалось на то, что одновременное начисление суммы штрафа за неисполнение условий договора и пеней за несвоевременное исполнение обязательств соответствует условиями заключенного государственного контракта и законодательству о контрактной системе.

Законодателем предусмотрена возможность наличия одновременно двух видов ответственности, что, по мнению заказчика, подтверждается правоприменительной практикой российских арбитражных судов. Однако и окружной суд высказался против двойных санкций, придя к выводу о правомерности позиций первой и апелляционной инстанций.

Позиция ВС РФ

Судьи Верховного суда посчитали, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства.

При этом фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пеней за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом учреждения от него.

https://www.youtube.com/watch?v=qZjfkRWcOHo

Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств.

При рассмотрении дела суды установили, что поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, в установленный контрактом срок не произвел поставку товара, в связи с чем учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Суды признали правомерным только требование о взыскании штрафа, в то время как поставщик допустил просрочку исполнения обязательства и, согласно положениям контракта и Закона № 44-ФЗ, обязан был также уплатить пени.

Верховный суд РФ отменил вынесенные по делу решение, апелляционное и кассационное постановления.

Поскольку вопрос о взыскании пеней судами по существу не рассматривался, не были установлены фактические обстоятельства, касающиеся даты расторжения контракта, периода просрочки поставки, не проверен расчет пеней, то дело в данной части было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

»

Следующая

📽️ Видео

Последствия уклонения от исполнения государственного контрактаСкачать

Последствия уклонения от исполнения государственного контракта

2.2. Общие положения о залогеСкачать

2.2. Общие положения о залоге

Как разместить в ЕИС Госзакупки исполнение контракта? Разместить акты, платежки. Исполнение по 44-ФЗСкачать

Как разместить в ЕИС Госзакупки исполнение контракта? Разместить акты, платежки. Исполнение по 44-ФЗ

Как внести изменения в контракт ЕИС Госзакупки? Как изменить контракт на Госзакупках? Контракты 44ФЗСкачать

Как внести изменения в контракт ЕИС Госзакупки? Как изменить контракт на Госзакупках? Контракты 44ФЗ

ГОСОБОРОНЗАКАЗ - это просто с контрактной работойСкачать

ГОСОБОРОНЗАКАЗ - это просто с контрактной работой

Как внести изменения в государственный контракт?Скачать

Как внести изменения в государственный контракт?

Как продлить контракт по 44-ФЗ?Скачать

Как продлить контракт по 44-ФЗ?

Что такое существенные условия контракта? (обучение госзакупкам по Закону № 44-ФЗ), 10.02.2022Скачать

Что такое существенные условия контракта? (обучение госзакупкам по Закону № 44-ФЗ), 10.02.2022

Условия и риски расторжения контракта по 44-ФЗСкачать

Условия и риски расторжения контракта по 44-ФЗ

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ; Обеспечение исполнения контрактаСкачать

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ; Обеспечение исполнения контракта

Как расторгнуть госконтракт?Скачать

Как расторгнуть госконтракт?

Размещение сведений о контракте (п.8 ч.1 ст.93) в 2020 годуСкачать

Размещение сведений о контракте (п.8 ч.1 ст.93) в 2020 году

Изменение стоимости контракта: как это сделать?Скачать

Изменение стоимости контракта: как это сделать?

Контракт по 44-ФЗСкачать

Контракт по 44-ФЗ

21. Гражданское право. Договор подряда и его видыСкачать

21. Гражданское право. Договор подряда и его виды
Поделиться или сохранить к себе: