Правовая культура российских должностных лиц. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования

Правовая культура российских должностных лиц. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования Тгп
Содержание
  1. ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура
  2. Правовая культура. Понятие.
  3. Функции правовой культуры.
  4.  Уровни правовой культуры:
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание.
  7. Уровни правосознания:
  8. Виды правосознания:
  9. Структура правосознания:
  10. Правовое воспитание.
  11. Пути и методы правового воспитания:
  12. Виды деформации правосознания:
  13. Правовой нигилизм. Формы проявления:
  14. Пути профилактики правого нигилизма:
  15. Правотворчество.
  16. Значение правовой культуры для гражданина и общества:
  17. Правовая культура личности: понятие, признаки и факторы, влияющие на ее формирование. Правовая культура общества
  18. Терминология
  19. Культура общества
  20. Культура группы
  21. Культура личности
  22. Специфика правовой культуры личности
  23. Правосознание
  24. Функции правосознания
  25. Формирование правовой культуры
  26. Социализация личности в области права
  27. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
  28. Признаки правомерности действий
  29. Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы
  30. 📺 Видео

Видео:ЛЕКЦИЯ 10. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРАСкачать

ЛЕКЦИЯ 10. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.

  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.

  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения. Структура правовой культуры:  • состояние правосознания в обществе;  • действенность функционирования правовых органов и учреждений;  • уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

 Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

 Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное. 

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий.  Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  •   В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   — соблюдение и уважение права;  — понимание его культурной и духовной ценности.  Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.  В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   соблюдение и уважение права;  понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов;  — обеспечением и реализацией субъективных прав;  — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Видео:Правовая культураСкачать

Правовая культура

Правовая культура личности: понятие, признаки и факторы, влияющие на ее формирование. Правовая культура общества

Правовая культура российских должностных лиц. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед любым государством, – правовая культура личности, так как она имеет непосредственное влияние на общее развитие социума и всего государства. Это теоретическая основа государства и составляющая других форм правовой культуры:

— религиозной;

— политической;

— социальной.

https://www.youtube.com/watch?v=fSDWFRVjiuo

Взаимодействие между индивидуумами в обществе регламентируется законодательными актами.

Правовая культура проявляется в трудовых отношениях, общечеловеческих и социальных, в профессиональных группах, этнических и других общественных формированиях.

Поэтому для каждого государства очень важно обучение основам права своих граждан на постоянной основе, так как эта ценность является основополагающей для развития полноценного социума.

Терминология

Культура как таковая – это прогресс в развитии человечества, который определяется не материальными факторами, а духовными. Это те показатели, которых добились люди за сотни лет существования во всех сферах жизни, благодаря которым улучшили условия жизни, то есть совершенствовали форму своего существования.

Правовая культура – это достижения человечества в сфере развития правоотношений и самого государства, в формировании прав и свобод каждого гражданина. Она является неотъемлемой частью общей духовной целостности общества.

Выделяют 3 ее вида в зависимости от носителя:

— культура общества;

— культура отдельной группы;

— правовая культура личности.

Поговорим о каждом виде отдельно.

Культура общества

Это система ценностей, накопленная людьми в конкретном обществе. Составляющие элементы:

— юридическая практика в государстве;

— соблюдение законов и порядка;

— общий уровень правосознания;

— общее состояние законодательной базы и прочие.

Культура группы

Многие специалисты в области права против выделения этого пункта в классификации, тем более выделения как отдельного вида, так как для нее характерны все факторы, которые присущи правовой культуре общества. Основной акцент правовой культуры группы – это то, как отдельно взятый человек строит свои отношения в отдельной взятой группе, среди друзей или на работе.

Культура личности

Правовая культура личности — это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике. Характерные особенности:

— информирование и формирование юридической зрелости каждой личности;

— превращение полученных знаний в привычку и норму поведения;

— готовность каждого человека действовать согласно установленным правовым нормам;

— умение отстаивать свои права, если они нарушены.

Основной акцент – это не только знание юридических правил, но и использование знаний на практике, причем постоянно. Правоотношения с другими субъектами права, окружающей средой должны строиться только с соблюдением законов.

Специфика правовой культуры личности

Любая культура – это прежде всего стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общественности в целом.

Правовая культура личности – это не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона.

При этом поведение человека не должно постоянно стимулироваться правоохранительными органами, выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

Ниже перечислим элементы правовой культуры личности. Их три, и все они важны. Итак, это:

— знание законодательства, причем не только теоретическое, но и практическое применение знаний на практике, соблюдение законов;

— привычка, точнее, формирование личного отношения к праву, что должно прослеживаться в правомерном и законопослушном поведении;

— умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая при этом закона.

Правосознание

Правосознание – это неразрывная связующая между обществом, личностью и правовой культурой. Оценка и критика, пожелания и ожидания в конкретной сфере права, осознание социальной деятельности. Культура полностью опирается на правовое сознание, и наоборот.

https://www.youtube.com/watch?v=UWnRqlVu7NM

Правосознание — своего рода правовое мышление, то есть возможность личности определить свое место в «мире» права, выбор своей линии поведения.

Функции правосознания

1. Познавательная. Это осознание человека правовых явлений и правоотношений в целом.

2. Оценочная. Это формирование представлений о праве и самой идее правового общества. На основе этих представлений каждая личность строит свое негативное или позитивное отношение к отдельным нормам и к законодательству в целом.

3. Регулятивная. Это полное понимание и построение модели поведения согласно нормам действующего права.

Формирование правовой культуры

Верховенства права можно достичь исключительно в обществе, где правосознание максимально развито, поэтому одна из самых основных задач любого правительства – воспитание ответственности за свои действия у граждан. Именно воспитание правовой культуры – это одна из самых эффективных мер по предотвращению правонарушений и борьбе с преступностью.

Правовое воспитание включает в себя систематическое воздействие на сознание индивидуумов, формирование культуры поведения каждого члена общества. И достигается оно за счет следующих средств:

1. Правовое обучение. Суть методики в том, чтобы передать каждому гражданину все накопленные знания в обществе в сфере правоотношений.

Научить каждую личность защищать свои права, отказаться от нарушения закона, сформировать позитивное отношение к законодательству. Естественно, к каждому гражданину должен быть индивидуальный подход.

Обучение проводится в школах, средних и высших заведениях, на лекциях и семинарах.

2. Правовая пропаганда неразрывно связана с обучением. Кто-то будет соблюдать правила только на основании того, что он имеет общее представление о праве и законодательстве.

В других личностях необходимо воспитывать правосознание постоянно через лекции и специальных пропагандистские мероприятия.

Понятное дело, что не требуется от каждого гражданина знания законов на уровне опытного юриста, но основы обязан знать каждый.

3. Юридическая практика.

Вне зависимости от того, сколько правительство страны тратит на пропаганду и обучение, повышение правосознания своих граждан, без нормальной работы судебных инстанций, прокуратуры и правоохранителей правовая культура общества не будет существовать в государстве. Любой гражданин будет поступать так же, как судебные и властные структуры. Если чиновники обходят закон, то и граждане будут пытаться его обойти.

Юридическая практика на фоне государственного правосознания – это устранение бюрократизма и взяточничества.

4. Самовоспитание. Не на последнем месте стоит самовоспитание. Если гражданин осознает, что он должен следовать букве закона, заниматься повышением уровня образования, то это огромная профилактика противоправных действий. Такой линии поведения должны придерживаться не только юристы-практики, но и все граждане страны.

Помимо этого, формирование социокультурных качеств и «улучшение» самого общества – это и есть правовая культура личности. Факторы, влияющие на формирование культуры:

— устранение принципа «можно все, что не запрещено»;

— повышение профессионализма государственных чиновников всех уровней;

— практическая реализация конституционной нормы – верховенства права;

— поощрение правомерного поведения, а не только воздействие через карательные меры на правонарушителей.

Наряду с этим гражданин должен понимать, что все правовые и гражданские институты направлены на реализацию его прав, их защиту. А это прямая обязанность государства.

Социализация личности в области права

Не на последнем месте стоит и правовая социализация личности. Социализация в рамках философии и психологии рассматривается как становление личности, развитие и формирование социальной сущности каждого гражданина. Правовая социализация – это одна из составляющих общей социализации индивидуума.

Составляющие правовой культуры и социализации реализуются следующими путями:

— формирование отношения личности к другим индивидуумам;

— поведение гражданина в целом в обществе и его отношение к государству;

— отношение к самому себе.

https://www.youtube.com/watch?v=EKQkJbPavTw

Для формирования правовой социализации необходим постоянный анализ, и не только положительных факторов. Очень важно, какие компоненты права оказывают негативное влияние на личность человека.

Это может быть неточность формулирования отдельных норм закона, противоречивость актов, сложность и объемность сводов законодательных актов. Все это может приводить к тому, что человек начинает антиобщественную деятельность, в некоторых случаях может дойти даже до бунтов.

Тогда происходит так, что социализация и правосознание – это не норма для членов общества, а в результате растут преступность и неповиновение.

На практике государство обязано постоянно обновлять компоненты и нормы социальной среды, адаптировать их к нынешним реалиям и стремиться к формированию демократии в обществе со всеми признаками гуманизма и справедливости.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Правомерное поведения трактуется как таковое, что полностью соответствует нормам, принятым в конкретном обществе. Оно должно одобряться всеми членами общества и быть общественно полезным. Давайте попробуем разграничить полезность и правомерность. Например, можно и не ходить на выборы — это вполне правомерно, но не имеет никакой пользы для общества.

Признаки правомерности действий

1. Внешне поведение выражается в действии или бездействии, главное — чтобы все было в рамках дозволенного.

2. Поведение является юридически значимым, то есть влечет за собой юридические последствия.

3. Носит осознанный характер.

4. Со стороны государства поощряется путем разрешительных и охранительных норм.

По социальной значимости правомерное поведение может быть:

  • необходимым для всего общества в целом (к примеру, необходимость отслужить в армии);
  • желательным для государства (например, научные исследования);
  • допустимым, то есть таким, которое, может, и порицается членами общества, но вполне допустимо по нормам законодательства (например, деятельность религиозных обществ).

Правомерное поведение классифицируется и по мотивам совершения поступков:

1. Социально-активное поведение – это действия индивидуумов, полностью совпадающие с нормами закона. Объект права полностью осознает и принимает действующее право и порядок.

2. Конформистское. Это действие гражданина, основанное не на личных убеждениях, а на том, что «все так делают».

3. Маргинальное поведение. Характеризуется тем, что индивидуум следует предписаниям действующих норм только под влиянием угрозы или по принуждению. Лишь только послабляется контроль со стороны государства, поведение маргинала сразу становится противоположным и противоправным.

Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы

Безусловно, правовая культура — это многослойное и значимое явление. Но оно немыслимо без гражданской культуры. Гражданская и правовая культура личности неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга.

Гражданская культура – это качество человека, которое включает в себя уважение к окружающим, любовь к Родине, толерантность к другим расам и вероисповеданиям. Сама гражданская ответственность есть не что иное, как результат воспитания в правовой сфере, политической и моральной.

Основы гражданской культуры закладываются в семье и учебных заведениях. В школе дети познают основы государства и права, основы управления государством, формирования властных структур, права и обязанности граждан и правительства.

В формировании правовой и гражданской ответственности имеет большое значение и семья: от мнения и общественной позиции родителей зависит и отношение к обществу детей.

На сегодняшний день не все страны могут похвастаться хотя бы средним уровнем правовой культуры своего населения, а у многих вообще отсутствует правовая культура общества, что подтверждается высоким уровнем преступности.

Как правило, тому виной отсутствие общедоступности к нормативным документам, слабая пропаганда и практически полное отсутствие желания у правительства повышать уровень гражданской и правовой культуры, вовлекать население в правотворческую деятельность.

📺 Видео

Правовая культураСкачать

Правовая культура

Правовая культураСкачать

Правовая культура

Правовая культура (Вероника Майер)Скачать

Правовая культура (Вероника Майер)

Право 10 класс (Урок№9 - Правосознание и правовая культура.)Скачать

Право 10 класс (Урок№9 - Правосознание и правовая культура.)

Правосознание и правовая культура 🎓 Предпосылки правомерного поведенияСкачать

Правосознание и правовая культура 🎓 Предпосылки правомерного поведения

Правосознание и правовая культураСкачать

Правосознание и правовая культура

Лекция для 5-7 классов «Правовое сознание и правовая культура»Скачать

Лекция для 5-7 классов «Правовое сознание и правовая культура»

Правовая культура для развития экономикиСкачать

Правовая культура для развития экономики

ЛЕКЦИЯ #1 I ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.Скачать

ЛЕКЦИЯ #1 I ПРАВОСОЗНАНИЕ,  ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Правовой плюрализм и правовая культура — Кирилл ТитаевСкачать

Правовой плюрализм и правовая культура — Кирилл Титаев

Формирование правовой культуры детей и молодёжи.Скачать

Формирование правовой культуры детей и молодёжи.

38 ПОНЯТИЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫСкачать

38 ПОНЯТИЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культураСкачать

Правовая культура

Правомерное поведение, правонарушениеСкачать

Правомерное поведение, правонарушение

ИОП Видеолекция 14 Правосознание и правовая культураСкачать

ИОП Видеолекция 14 Правосознание и правовая культура

Правовая культура 3Скачать

Правовая культура 3

Бошно С.В. Правосознание и правовая культураСкачать

Бошно С.В. Правосознание и правовая культура

Уздимаева Н. И. Правосознание, правовая культура и правовое воспитаниеСкачать

Уздимаева Н. И.  Правосознание, правовая культура и правовое воспитание
Поделиться или сохранить к себе: