+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Прямое действие норм конституции означает. Юридические свойства Конституции РФ

Понятие, юридические свойства, структура Конституции РФ

Прямое действие норм конституции означает. Юридические свойства Конституции РФ

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические от­ношения в обществе.

Не­которые ученые полагают, что конституция выполняет и опреде­ленную идеологическую функцию, хотя это в прямом смысле скорее свойственно тоталитарному государству.

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) пони­мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче­скую силу.

Этот закон закрепляет основные принципы государ­ственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чело­века и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле­ния).

Конституция очерчивает круг функций государства, уста­навливает основы его отношений с человеком и обществом.

В то же время для конституционной теории и практики характер­на определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на де­мократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной вла­сти может быть демократическим и эффективным только при со­блюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на ос­нове всеобщего избирательного права, и т. д. Другими словами, ми­ровое сообщество какбы выработало определенную модель демо­кратического государства, соответствующего принципам совре­менной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Такая «селекция» унифицировала и рациона­лизировала конституционную теорию, придала ей более или менее четкие границы.

В демократическом обществе создаваемый конституцией ме­ханизм власти — это всегда компромисс, поскольку в обществен­ной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные по­литические силы.

Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую (за исключе­нием деструктивных сил) заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы.

Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.

Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. Гражданское общество строится на основе свободы и инициа­тивы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном го­сударственном регулировании. Конституция как бы объявляет гражданское общество «заповедной зоной», обязывая государство охранять ее.

Основные черты Конституции РФ

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

  • основополагающий характер;
  • народность (с этим можно поспорить);
  • реальность (и с этим можно поспорить);
  • стабильность.

Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений. Так, Конституция РФ (ст.

35) закрепляет отношения частной собственности на имущество.

Конституционные нормы, закрепляющие эти общественные отношения, являются исходными для целого комплекса гражданско-правовых норм, регулирующих права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим конкретным имуществом.

Народность конституции. Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г., а в ее преамбуле прямо записано: “Мы, многонациональный народ РФ… принимаем Конституцию РФ”.

Реальность конституции означает соответствие конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Иначе говоря, реальной можно считать ту конституцию, которая не только провозглашает определенные принципы, нормы поведения, но и обеспечивает их реализацию. Конституции, не отвечающие этому требованию, считаются фиктивными.

Реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям развивающегося общества, постоянно растущим потребностям граждан.

Устремленность Конституции РФ в будущее наиболее полно выражена в ее Преамбуле, где говорится, что многонациональный народ, принимая Конституцию РФ, стремится таким образом, в частности, обеспечить благополучие и процветание России.

Стабильность конституции проявляется в сохранении высокой степени ее устойчивости, длительности ее действия без внесения в нее существенных изменений.

Стабильность конституции зависит от многих факторов: от того, насколько адекватно она отражает итоги развития и обоснованность своих программных устремлений; как долго эти условия остаются неизменными.

В отличие от других нормативных актов, призванных откликаться на все существенные изменения, конституция как основной закон страны должна реагировать на существенные, наиболее важные, этапные или определяющие изменения в обществе и государстве.

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции – это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

  1. Конституция – Основной закон государства.
  2. Юридическое верховенство конституции.
  3. Конституция – база текущего законодательства.
  4. Прямое действие конституции.
  5. Правовая охрана конституции.
  6. Особый порядок изменения конституции.

1. Конституция – Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона.

Но в отличие от других законов, конституция – это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства.

Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

В ряде стран к основному закону могут примыкать один или несколько так называемых конституционных законов, которые дополняют конституцию и являются частью конституции. В этом случае все вместе они как бы составляют единую “писаную конституцию”.

Конституция РФ 1993 г.

предусматривает издание федеральных конституционных законов и определяет особый порядок их принятия, но вместе с тем она не дает оснований считать федеральные конституционные законы составной частью Конституции РФ и ставить их на один уровень в иерархий источников конституционного права. По своей юридической силе и значимости федеральные конституционные законы следуют сразу после Конституции РФ.

2. Юридическое верховенство конституции. Одним из главных юридических свойств конституции является ее верховенство в правовой системе. Конституция – это не просто основной закон государства, а такой закон, который обладает особой, высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативными актами.

Нормы конституции являются основополагающими источниками не только конституционного права, но и других отраслей российского права.

Все законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции.

Государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституцию.
Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы.

Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”.

3. Конституция – база текущего законодательства. Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства.

Более того, в ряде случаев в Конституции РФ содержатся нормы, адресованные законодателю, о необходимости принятия законов, которые именуются федеральными конституционными законами: о референдуме РФ (ст. 84 п. “в”), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103 ч. 1 п.

“д”), о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114 ч. 2), о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 128 ч. 3) и др.

Но этим не ограничивается роль Конституции РФ как базы текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства – гражданского, административного, уголовного и т.

д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции. В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: “Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими”, а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Прямое действие конституции означает, что нормы конституции “работают”, как говорится, без посредников – законов и других нормативных актов, принятых на основе конституции и в ее развитие.

Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму. В этой связи представляет интерес Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г., в котором Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при рассмотрении конкретных дел следует применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права – охрана и защита Конституции РФ.

Оба эти понятия – охрана и защита Конституции РФ – объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона.

Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ – это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции. Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине.

Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его.

В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно “жестких”, в результате чего неоднократные попытки некоторых депутатов Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

Структура Конституции РФ

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди­ческой силы.

В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го­сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав­ственные основы конституции и т.

д. — они как бы предопреде­ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:

1)    Преамбула

2)    Раздел первый

  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Глава 4. Президент РФ
  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство РФ
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3)    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона.

Среди них утверждение прав и свобод челове­ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло­жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче­ских основ, обеспечение благополучия и процветания России.

Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио­нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб­ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе­ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер­жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото­рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента­ми логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

English

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-iuridicheskie-svoystva-struktura-konstitutsii-rf

Прямое действие Конституции Российской Федерации

Прямое действие норм конституции означает. Юридические свойства Конституции РФ

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Пермский государственный университет» 

Юридический факультет           

                  Кафедра конституционного и бюджетного права      

Прямое действие Конституции Российской Федерации                       

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Наличие конституции — обязательный компонент современного государства.

Значение конституций для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт ее принятия (безотносительно ) может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение (самоограничение) государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений. Хотя вопросы о понятии, сущности конституции, ее признаках исследуются уже три столетия со времени появления первых конституций, однако они, безусловно, в плане их актуальности относятся к числу далеко не исчерпанных и наиболее сложных в теории государства и права.

    Конституция Российской Федерации1 действует более шестнадцати лет. Этот срок является серьезным поводом для того, чтобы обратиться к вопросам реализации положений российского Основного закона и дальнейших его перспектив.

    Оценка Конституции 1993 г. как в отечественной, так и зарубежной науке неоднозначна. Уже пятилетний юбилей Конституции был встречен массовой критикой ее положений. Ни одна научная конференция или семинар, не говоря уже о политических форумах, не обходились без предложений о внесении конституционных поправок или пересмотре Конституции.

Высказывались и о том, что “окончательная” реализация целого ряда конституционных норм не сулит стране ничего хорошего.2.

И все же в целом исследователи и политические деятели оценивают российскую Конституцию как “хорошую”3, как первую конституцию, претендующую на роль реально действующего основного закона4, как Конституцию, лучше которой в обозримом будущем ничего не предвидится.5

    Исследователи государственного права задолго до конституционной реформы 1993 г. пришли к выводу, что Конституция является неотъемлемой частью правовой системы отечественного законодательства.

Она должна быть не торжественной декларацией, а работающим политико-юридическим документом, позитивное воздействие которого на общество и государство и положение в нем личности тем больше, чем полнее Конституция претворяется в жизнь.

Однако, ее реализация носила чрезвычайно ограниченный характер, и эта тенденция еще не преодолена. Долгие годы для чиновника священными были главным образом директивы, приказы, циркуляры, установки.

Поэтому приходится постоянно напоминать о таком принципиальном направлении правовой политики, как применение Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия6.

    Несмотря на то, что согласно ст. 15 Конституция РФ имеет прямое действие, в Российской Федерации на практике возникают проблемы с пониманием данного свойства конституции и реализацией его на практике.

    Исходя из изложенного, целью исследования является анализ особенностей прямого действия Конституции РФ.

    Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть систему юридических свойств Конституции РФ;
  2. выявить сущность прямого действия Конституции РФ;
  3. проанализировать особенности и проблемы реализации прямого действия Конституции РФ на практике.

      Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

§ 1. Юридические свойства Конституции РФ

     Конституцию Российской  Федерации отличают особые юридические свойства – признаки ее как основного закона государства.

Они производны от рассмотренных  сущностных черт и выражаются:  в верховенстве конституции;  в ее высшей юридической силе; в ее роли как базы текущего законодательства;  в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

     Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции определяет ее статус в различных важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных элементов, в особенности политической системы государственного управления.

7 Верховенство Конституции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов, прежде всего тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия.

Только так могут быть достигнуты основные цели любой Конституции – гарантировать права человека, поставив пределы публичной власти, и обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, ее демократическое функционирование.

     Следует отметить, что в Конституции РФ 1993 г. впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Ни в одной из предыдущих конституций России такого положения не содержалось. Установление в ч. 2 ст.

4 Конституции 1993 года принципа верховенства на всей территории России означает,  утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции и праву.8 Однако только провозглашения недостаточно.

В правовой культуре российского общества недоверие к прокламациям слишком сильно, т. к.

основано на неизжитой традиции часто встречающегося в различных сферах регулирования расхождения между нормой и жизненными реалиями; в советский период многие конституционные положения бездействовали, действия органов власти, различные сферы жизни общества не были связаны нормами конституции. 9 Огромную роль в обеспечении верховенства Конституции РФ играет специальный орган  охраны конституционной законности  – Конституционный Суд РФ.

     В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что   Конституция    РФ имеет   высшую юридическую  силу   и  прямое   действие  и   применяется  на всей  территории  России.   Это  юридическое   свойство  Конституции  имеет  иное  содержание  по  сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая  юридическая  сила  Конституции  означает,  что законы  и  иные  правовые  акты,  принимаемые в  РФ, не  должны противоречить  Конституции России,  и что органы  государственной  власти,  органы  местного самоуправления,  должностные  лица, граждане  и их  объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

     К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, и ядром правовой системы государства и системы права. То есть конституция находится в центре, а все  отрасли примыкают к ней со всех сторон.

Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Можно сказать, что Конституция определяет текущее законодательство и развивает положения, указанные в ней.10

     Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения.

     Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Предметы ведения РФ указаны в ст. 71 Конституции РФ.

Однако, как указал Конституционный Суд РФ, само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению РФ не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона.11

     Зачастую Конституция РФ использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются “федеральным законом”, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ч. 3 ст.

36, закрепляющей право частной собственности на землю, “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона”. В соответствии с ч. 5. ст.

37, где закреплено право граждан на отдых, “работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск”.

В принципе данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции – гораздо больше, чем предшествующими основными законами, как бы подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы “закона” отдастся предпочтение перед иными видами нормативных актов.

     Конституция РФ говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, согласно ст. 43, посвященной праву граждан на образование, РФ “устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты”; ясно, что для этого понадобится соответствующий нормативный акт;

     Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст.

46, “решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд”; очевидно, что применение нормы без специального закона попросту невозможно.

     Завершая рассмотрение данного аспекта, нужно  добавить, что Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых дли соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: “Право частной собственности охраняется законом”. Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

     Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.

К юридическим свойствам Конституции РФ также относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Конституцию РФ отличает и особый, установленный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

     Следует отметить, что основные юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.

§ 2. Сущность прямого действия  Конституции РФ

     В конституционно-правовой доктрине в недавнем прошлом нередко утверждалось, что нормы Конституции осуществляются лишь постольку, поскольку они конкретизированы в отраслевом законодательстве.12

     Действительно, в задачу Конституции не входит детальное урегулирование общественных отношений, она представляет собой более или менее совершенную общую модель организации государства и взаимодействия его структур, определяет место, занимаемое человеком в государстве.

Но на этом основании нельзя делать вывода о том, что Конституция является лишь изложением общих принципов, не порождающих достаточно определенных прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений.

Такое понимание не отвечает потребностям формирования правового государства с характерным для него режимом конституционности и не соответствует практике применения действующей Конституции.

     Динамический аспект действия Конституции обозначается в Основном Законе 1993 г. понятием «прямое действие».

В Конституции, во-первых, указывается на содержательную характеристику прямого действия, и в этом случае оно упоминается в одном ряду с высшей юридической силой и обязательностью применения Конституции как на федеральном, так и на региональном уровне (ч.1 ст.

15), во-вторых, подчеркивается территориальный аспект прямого действия федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения Российской Федерации, «на всей территории Российской Федерации» (ч. 1 ст. 76).

     Следовательно, любая конституционная норма независимо от занимаемого в системе Основного Закона места, выполняемых функций и преследуемых целей является действующей правовой нормой.

Конституция является такой частью законодательства, которая прямо оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения, «связывает» государство и его органы и закрепляет права и свободы человека и гражданина в качестве субъективных прав, возлагающих на государство вполне определенные обязанности и подлежащих судебной защите. именно в этом заключается смысл прямого действия конституционных норм.

Источник: https://student.zoomru.ru/budjetpravo/pryamoe-dejstvie-konstitucii-rossijskoj-federacii/83919.681089.s1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.