+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы: как правильно сделать выбор

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Использование мажоритарной и пропорциональной системы не всегда оправдывает себя, поэтому предельно часто применяется смешанный тип. 

Юридическая и научная литература дает нам несколько разных определений избирательной системы. Чтобы их различить используется два термина: избирательная система в «широком» и «узком» смысле.

В «широком» понимании — это совокупность норм права, которые формируют избирательное право в целом. Под избирательным правом стоит понимать комплекс юридических норм, которые регулируют участие электората в выборах. В отличие от ряда зарубежных конституций, в Конституции РФ нет специальной главы об избирательном праве.

В «узком» понимании — это совокупность правовых норм, которые определяют итоги ания. На основании этих правовых норм можно определить вид выборов, тип избирательных округов, размеры и содержание бюллетеней, нормы подсчета и т.д.

Популярные статьи сейчас Показать еще

От вида избирательной системы непосредственно зависит результат ания. Например, в двух районах с одинаковым настроем граждан, если использовать разные системы, получатся разные результаты.

Мажоритарная избирательная система заключается в том, что кандидаты, желающие пройти в парламент, должны получить наибольшее количество в своем избирательном округе. С французского языка, «majorité» означает большинство.

Всего существует 3 разновидности мажоритарной системы:

  1. Абсолютного большинства — механизм, при котором кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос (в случае, если кандидаты не набирают этот показатель, 2 лидера гонки отправляются на второй тур). Абсолютный тип в РФ используется для выборов президента, губернатора или мэра.
  2. Относительного большинства — кандидат для победы должен получить поддержку большинства избирателей. Стоит отметить, % не имеет значения — кандидат может получить как 50% всех , так и 10%. Таким образом, кандидат, за которого не али 90% избирателей, все равно проходит в управляющий орган. Относительный тип на данный момент используется в РФ.
  3. Квалифицированного большинства — кандидату нужно набрать заранее определенное большинство . Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех и может составлять 2/3, 3/4 и т.д.

Пропорциональная избирательная система популярна на выборах в представительские органы. Политический словарь позволяет разобраться, что депутатские мандаты делятся между партийцами соответственно проценту , которые получила партия.

Данные списки могут быть как открытыми, так и закрытыми. То есть, если список открыт, электорат может ознакомиться со всем составом партии. Если закрыт, то выбор осуществляется практически вслепую, человек может прислушаться только к лидеру партии, лозунгам, обещаниям и красивым картинкам. Пропорциональный тип использовался в РФ с 2007 по 2011 год.

Смешанная избирательная система является сочетанием двух избирательных систем: пропорциональной и мажоритарной. Вся суть заключается слиянии обеих схем: половина депутатов проходит от партий, а вторая — пришедшие победители по мажоритарным округам.

Плюсы и минусы мажоритарной избирательной системы

К позитивным сторонам мажоритарной системы относится:

  • универсальность, ее можно использовать и на выборах федерального значения, и на региональных выборах;
  • конкретные лица в избирательных списках: каждый из голосующих может не только оценить политическую программу партии, но и репутацию кандидата;
  • возможность пройти в парламент независимо от партии по одномандатному округу;
  • прочная связь с народом (касаемо одномандатников), что обусловлено голосами электората именно за конкретного человека, который будет отстаивать интересы своего региона в парламенте.

Основным минусом мажоритарной системы является возможность множественных нарушений процедуры ания, которые отражаются в подкупах, угрозах и других подобных механизмах давления на электорат. Кроме того, депутат может отстаивать далеко не интересы своего округа, а свои личные.

Отсутствие четкой картины, которая отображает реальный выбор избирателей, а показывает лишь победителя (голоса остальных голосующих вообще никак не учитываются).

Мажоритарная система в России предполагает выбор победителя по большинству проавших, то есть, если один кандидат набрал 20% , а остальные по 19%, он победит, а мнение 80% электората не учитывается, и в парламент от их округа идет человек, которого, возможно, не любит подавляющее большинство.

Кроме того, существует большой риск, что рано или поздно мажоритарный метод создаст двухпартийную систему, а другие партии не смогут попасть в парламент.

В избирательный процесс РФ входит пару ключевых систем, которые описываются следующими Федеральными законами:

  • № 19-ФЗ;
  • № 51-ФЗ,
  • № 67-ФЗ;
  • № 138-ФЗ;
  • № 184-ФЗ.

Система данных Федеральных законов принималась еще в 2002 году. До этого, на региональных выборах кандидатов на высшие должности, в некоторых субъектах РФ была использована мажоритарка в различных вариациях, которые не относились ни к системе абсолютного, ни к схеме относительного большинства.

Кандидату можно было получить относительный перевес в голосах, но он должен был получить голоса более 25% от всех граждан, которые были внесены в избирательные списки, при этом, в некоторых субъектах РФ этот показатель составлял 25% от числа избирателей, оставивших свой голос на выборах. Сейчас же все региональные выборы проходят по одинаковым для всех принципам.

Выбирая кандидата на высшую должность: президента, губернатора или мэра, применяется мажоритарка абсолютного большинства. Это значит, что если никто не стал владельцев абсолютного большинства избирателей, открывается второй тур, куда проходит всего два кандидата, набравших относительное большинство .

Представительный орган России — депутаты, выбранные по смешанной схеме. Попасть в муниципальное образование можно как по смешанной системе, так и по мажоритарке (относительного большинства).

Пропорциональная система в России применялась с 2007 по 2001 год, но уже в феврале 2014 года эта схема была заменена. Правительством РФ была принята смешанная система, которая предусматривает 50% депутатов от мажоритарных округов, которые проходят по относительному большинству, и 50% депутатов от пропорциональной системы — члены партий.

К позитивным сторонам смешанной системы относится:

  • стимулирует создание региональных отделений политических партий, растет эффективность их работы и повышается конкурентная борьба;
  • благодаря смешанной системе растет качество законотворческой деятельности, так как депутатами активнее готовятся поправки, повышается требовательность законодателей к руководителям исполнительной власти регионов за подготовку и реализацию проектов законов;
  • через партии, их программы и политическую волю начинает более объективно и активно учитываться общественное мнение разных групп и слоев населения;
  • дает возможность сформировать профессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе;
  • сохраняет относительное равновесие и стабильность политических сил, поскольку часть депутатов проходит на пропорциональной основе.

В 2007 году набор депутатов осуществился по партийным спискам в едином избирательном округе, а барьер (также порог) прохождения в Думу был увеличен до 7%, нижний барьер явки и кандидат «против всех» были исключены. Результатом данных манипуляций стал факт абсолютной власти партии «Единая Россия», которая получила 315 мест из 450.

Почему такая система является негативной и несправедливой? Во-первых, проходимый порог (барьер) неоправданно высок. Он означает, что партия, которая набрала около 7 миллионов избирателей, могла остаться вне парламентского представительства. Одного этого фактора хватило бы, чтобы признать такую систему нечестной.

Стоит отметить, что в Нидерландах данный порог фактически составляет 0,67%, в Дании — 2%, а в Австрии этот показатель равен 4%. В странах, где выборы осуществляются по мажоритарной системе (например, Канада, США, Великобритания), порога, разумеется, вовсе нет.

Во-вторых, одна лишь идея пропорциональной системы заключается в том, что народ голосует непонятно за кого, ведь из списка знает лишь одного кандидата. Например, список «Единой России» на выборах 2007 года состоял из 600 человек, но едва ли кто-то знает других кандидатов, кроме №1.

Естественно, в списки партии включают в основном тех кадровых партийцев, которые будут однозначно ать так, как решило руководство. Эти партийцы не избираются народом напрямую и не ощущают столь сильную ответственность за свои действия перед ним.

На данный момент, связь между депутатами и избирателями в РФ уничтожена.

По словам российского политолога Григория Голосова, избиратель лишился каких-либо преимуществ мажоритарной системы, а позитивных сторон пропорциональной системы так и не приобрел.

Данная система действовала в России на протяжении нескольких электоральных циклов — парламентские выборы 2007 и 2011 года. В результате мощных протестов в 2011 и 2012 годах власть возвратила смешанную несвязную систему, которая существовала в России с 1993 по 2003 год.

Есть ли какие-то планы в РФ для смены или совершенствования избирательной системы, прибавления более пропорциональных позиций? Учитывая, что власть сосредоточена практически в одних руках, о планах, а точнее уже о реализации этих планов, мы узнаем уже по факту.

Тем не менее, об одном плане известно. Речь идет об «Избирательном Кодексе» Российской Федерации. По сути, это предложение сосредоточено на введении в России смешанной связанной системы.

Предполагается, что у электората появится 2 голоса: один он сможет отдать за депутата по одномандатному округу (где набирается 225 человек), а второй голос — за партийный список.

Окончив ание, две составляющих предложенной схемы вступают во взаимодействие. Заградительный барьер снизится до 3%.

Далее идет предельно сложная схема распределения мест, которая не для непрофессионала будет неподъемной, однако она по своей сути является более честной и обеспечивает большую пропорциональность, чем ранее существующая.

Проект Избирательного Кодекса пытались утвердить дважды: он вносился в Государственную Думу в 2012 году и в 2015 году. Впрочем, в обоих случаях его однозначно отклонили.

После 2015 года эта поправка на рассмотрение не выносилась.

Как проходят выборы в России?

Выборы депутатов Госдумы Федерального собрания РФ VII созыва состоялись на территории всей России 18 сентября 2016 года. Сами выборы проходили по смешанной избирательной системе. Для прохождения в думу по пропорциональной системе партиям требовалось преодолеть 5% барьер, а кандидатам в округах достаточно было набрать относительное большинство .

1 января 2016 года в РФ было зарегистрировано чуть меньше 110 миллионов избирателей, а с учетом зарегистрированных вне РФ и города Байконуре эта цифра возросла до 111 миллионов. Согласно законодательству, выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как минимальный порог явки не установлен.

По примерной оценке ЦИК РФ, для финансового обеспечения выборов необходимо около 15 млрд рублей, но Министерство финансов подкорректировало данную цифру и выделила 10,4 млрд рублей, из которых было потрачено 10,350 млрд.

По данным на март 2016 года в РФ было зарегистрировано 77 политических партий, из которых 75 имели право принять участие в выборах. Приняло участие всего 14 партий, однако 10 из них не смогли преодолеть 5% барьер. Максимально приблизились к этому показателю «Коммунисты России» (2,4%) и партия «Яблоко (1,9%).

Источник: https://politeka.net/news/politics/1084542-mazhoritarnaja-proporcionalnaja-i-smeshannaja-izbiratelnye-sistemy-kak-pravilno-sdelat-vybor

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система – в чем разница

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Выборы – это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи ания.

Выборы – основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.

Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами

При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство . Например, в своем округе Иванов набирает больше , чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.

При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом , который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% , а партия Б – 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.

При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – по округам.

Закон Дюверже – связь избирательной и партийной системы

Избирательная система – не простая формальность, под ее влиянием в обществе складывается определенная партийная система. Три положения об этой взаимосвязи сформулировал французский политолог Морис Дюверже:

  1. Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.

  2. Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% ) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.

  3. Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше , чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.

Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа – от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.

Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.

В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство (более 50%), относительное большинство (больше , чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.

Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании – при выборах в Палату общин.

Преимущества мажоритарной системы:

  • Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.

  • Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.

  • Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство – это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.

Недостатки мажоритарной системы

  • Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.

  • Большинство можно получить при незначительном перевесе , а при незначительном отставании – проиграть выборы.

  • При необходимости получить абсолютное большинство – частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.

  • Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.

Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных . При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.

Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% , не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.

Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.

Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

Преимущества пропорциональной системы

  • Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.

  • В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.

  • Избиратели могут ать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.

  • Подтасовать результаты выборов становится сложнее.

Недостатки пропорциональной системы

  • Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.

  • Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.

  • В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.

Что такое смешанная система выборов

Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть – по пропорциональной.

Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.

Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других – мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий.

В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» – популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.

Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?

Выборы в Государственную Думу РФ в настоящее время проходят по смешанной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам (пропорциональная система), еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система). Приходя на думские выборы, гражданин РФ получает два бюллетеня: в одном он ставит галочку за какую-то партию, в другом – за одного из кандидатов по своему округу.

Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.

Выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе. Вся страна представляет собой единый федеральный избирательный округ. Побеждает кандидат, набравший в ходе ания 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не брал более половины , проводится второй тур – в нем участвуют два кандидата, которые в первом туре получили наибольший процент.

На местных выборах действуют различные правила. Например, депутаты Московской городской думы избираются по мажоритарной системе – столица разделена на 45 избирательных округов, в каждом из которых побеждает кандидат, набравший относительное большинство .

Источник: https://www.anews.com/p/114622727-mazhoritarnaya-i-proporcionalnaya-izbiratelnaya-sistema-v-chem-raznica/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.