+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Описание порфирия петровича. Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание

«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского

Описание порфирия петровича. Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание

Меню статьи:

Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.

С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.

Факты о герое

В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:

  1. Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
  2. Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
  3. От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
  4. Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
  5. Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
  6. Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».

Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского

Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.

Внешние черты Раскольникова

На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав.

Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека.

Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.

Характер и внутренний мир Раскольникова

Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение.

Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности.

Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.

Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность.

Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты.

Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.

Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство.

Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню.

Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.

Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром.

Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события.

Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.

Идейная борьба Раскольникова

В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею.

Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».

Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.

«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.

О преступлении и наказании

Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое.

Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость.

Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.

Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.

Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.

Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека.

Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок.

Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.

Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.

Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми.

Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление.

Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.

При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию.

Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания.

Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.

Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.

Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова

К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.

Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия  Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»

Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.

Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела.

Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым.

Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.

Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих.

Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной».

Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.

Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона.

Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже.

Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.

Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.

Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным.

Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу.

Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.

Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.

Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.

В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov.html

Образ и характеристика Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Описание порфирия петровича. Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание

Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел. Именно он расследует убийство старухи-процентщицы. Достоевский «рисует» блюстителя закона настоящим патриотом России. Порфирий Петрович верит, что страна станет самой великой и могущественной в мире.

Автор подробно рассказывает о чертах лица героя. Достоевский наделяет Порфирия Петровича круглым, бледным лицом. Порой оно кажется слишком добродушным и насмешливым. Но глаза всегда остаются серьезными. А взгляд – пронизывающий насквозь. Возможно, это просто издержки профессии.

Ведь, чтобы быть хорошим следователем, надо иметь не только дидактический склад ума, но и особый внутренний стержень. Телосложение Порфирия Петровича больше было похоже на фигуру женщины. Но ведь недаром существует поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Но ведь для того чтобы раскрывать преступления – не обязательно быть красивым.

Порфирий Петрович – это не просто следователь, он еще и неплохой психолог. Его современные взгляды на жизнь помогают понять преступника, найти к каждому индивидуальный, психологический подход.

Таким образом, и происходит разгадка личности Раскольникова. Это противостояние убийцы и представителя закона очень ярко описано в произведении. У Порфирия Петровича нет ни единого доказательства против Родиона.

Хотя с самого начала он был уверен, что преступник – Раскольников.

Следователь изучает Раскольникова, пытается понять, какая «движущая сила» подтолкнула его на совершение столь жестокого преступления. Поведение Порфирия Петровича «говорит» нам о том, что он совершенно не злой человек. Он справедливый и рассудительный.

Допрашивая Раскольникова, Порфирий Петрович дает ему шанс осознать свою вину и раскаяться. А ведь гуманный следователь – это редкость даже в наше время. Он видит Раскольникова «насквозь». Порфирий Петрович понимает, что Родион очень талантливый и, по-своему, хороший человек.

Он считает, что в «грехах» Раскольникова виновата молодость и неопытность.

Признание вины облегчает наказание. В том, что Родион Раскольников сознался в своем деянии, во многом заслуга именно Порфирия Петровича и его знания человеческой психологии.

Сочинение Порфирий Петрович в Преступлении и наказании

Впервые о Порфирии Петровиче мы узнаем от Дмитрия Разумихина, упомянувшего о своем дальнем родственнике, который служит в чине следственного пристава и расследует дело об убийстве двух женщин на своем участке, чиновницы, дававшей деньги под заклад, и ее сестры.

Первое впечатление Порфирий Петрович производит двойственное. Встречает он Раскольникова и Разумихина у себя дома без церемоний, в домашнем халате и стоптанных тапочках.

На вид ему около тридцати пяти лет, с полноватым брюшком, круглолицый и немного курносый. Вся фигура словно бабья. Маленький, толстенький Порфирий Петрович сам иронично говорит о том, что его внешность вызывает у других лишь комические мысли.

Выражение лица насмешливое и добродушное. Только взгляд его глаз с каким-то водянистым блеском настораживает Раскольникова своей серьезностью и пытливостью. Он чувствует проницательность этого толстячка, способность проникать в суть происходящего и понимает, что следователь ждал этого знакомства и был готов к нему.

Порфирий Петрович осведомлен о последних днях в жизни студента и знаком с его статьей. Он вовлекает Раскольникова в спор о сути его теории, вызывая на откровенность. И Родион почувствовал, что с ним этот человек затевает хитроумную игру и что-то подозревает.

Чтобы развеять эти подозрения, Раскольников был вынужден сам явиться в участок с заявлением о закладе своих вещей у процентщицы. Там Порфирий действует уже более решительно.

Как опытный психолог, он сначала пытается отвлечь посторонней болтовней подозреваемого, затем почти отрыто каверзными и провокационными вопросами склоняет к признанию, отмечая, что болезненное состояние Родиона имеет свои причины, о которых он, сопоставив факты, догадывается. Неожиданное признание Миколки путает его планы.

В третий раз Порфирий Петрович сам навещает Раскольникова и предстает уже совсем другим человеком. Казавшийся ранее притворяющимся и лукавым, теперь он открыто признается в отсутствии у него улик и предлагает явку с повинной.

Он сочувствует Раскольникову и искренне желает облегчения его участи. Сам считает себя честным человеком и обещает сдержать данное слово сделать все возможное, чтобы смягчить наказание, уверяя, что для Родиона Романовича впереди возможна еще новая, другая жизнь.

А о себе искренне говорит, как о человеке поконченном, слабом, хотя с совестью и сердцем. Он циник и скептик, но любит свое дело, ему интересно понять психологию преступника.

Это умение проникнуть в душу человека помогает спасти от каторги неповинного Миколку и убедить Раскольникова донести на себя самому.

Образ 3

Одним из ключевых героев творения «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Петрович работал приставом в следственном отделе в полиции Петербурга. Он вел дело об убийстве процентщицы – старухи Алены Ивановны и Елизаветы. По родственным связям герой приходился дальним родственником Разумихина. Петрович был умен, проницателен, хитер, ироничен и незауряден.

За 2 месяца до открытия уголовного дела Петрович прочитал анонимную статью об убийстве. Герой обладал особым талантом разгадывать сущность людей. Во время допроса Порфирий довел Раскольникова до сумасшествия. При следствии Раскольников понимает, что его разоблачили. Под натиском вопросов Порфирия преступник признается в убийстве. Спустя время у героя появилась привязанность к преступнику.

Порфирий убедил Раскольникова сознаться в преступлении. При допросе Петрович всегда использовал необычный способ. Приставу было 35 лет. Порфирий был низкорослым и толстым человеком. Он всегда ходил опрятно с выстриженными волосами и выбритыми усами. Во время следствия Порфирий делает вид, будто все знает о Раскольникове. Преступник начинает спорить, а пристав напоминает об анонимной статье.

Во второй раз Раскольников пришел к следователю сам. Он ненавидел и при этом боялся Порфирия. Во время очередного допроса Петрович намекнул герою об его преступлении.

На третьей встрече Петрович заставляет Раскольникова признаться в убийстве. Герой желал Родиону только добра и хотел, чтобы он признался. А Раскольников видел в нем врага.

Порфирий постоянно намекал ему о признании в виде шуток.

Порфирий был настоящей загадкой. Раскольников отталкивался и одновременно тянулся к приставу. Раскольников был эмоционально и физически измотан. Его одолевал страх разоблачения. Ранее он воспринимал себя как Наполеона. Но под уговорами и давлением со стороны Порфирия он понял, что это не так.

По сравнению со своим кумиром Раскольников не мог справиться с угнетающими чувствами, которые одолевали его после убийства вредной старухи. Родион считал, что его убийство хуже, чем кровавые деяния его кумира Наполеона. Раскольников не мог определить, где он совершил ошибку.

В этом поединке на разоблачение Порфирий одержал победу, доказав вину Раскольникова.

← Парфён Семёнович Рогожин в рассказе Идиот← Характеристика и образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийОбраз и характеристика Лебедева в романе Идиот →Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова →

  • Сочинение Что важнее: любить или быть любимым?

    Когда думаешь над этим вопросом, так и хочется сказать, что одинаково важно и самому испытать любовь, и стать объектом чьей-то привязанности. Совсем идеальной была бы ситуация, при которой ты любишь того, кто любит тебя

  • Сочинение Однажды летом 5, 6 класс

    Как и все дети, я с нетерпением жду лета. Я целый год жду летние каникулы, чтобы поскорее уехать с родителями к бабушке в деревню. Уже за месяц до поездки, я собираю свои вещи и беру все самое необходимое

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс

    Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., я вижу школьницу – девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные

  • Сочинение Харита Огудалова образ героини Бесприданницы Островского

    В своей пьесе Островский затрагивает не только социальную тему, но и поднимает важные нравственные проблемы

  • Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (Корчагина Матрена Тимофеевна)

    Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/obrazi-harakteristika-porfiriya-petrovicha-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.