Отличительные признаки нормативного правового акта. Систематизация нормативно-правовых актов

Отличительные признаки нормативного правового акта. Систематизация нормативно-правовых актов Пдд
Нормативно-правовой акт, признаки

Определение 1

Нормативный правовой акт — это официальный юридический документ, который составлен и принят компетентными и полномочными на то органами, в письменной форме, и содержит в себе правовые нормы и правила, т.е. указания к действию по определенным вопросам, имеющие постоянное действие.

Нормативный акт должен быть составлен в соответствии с правилам законодательной техники. Нормативный государственный акт отличается языком (использованием специальных терминов) и наличием реквизитов (дата, номер, наименование).

Для нормативно-правовых актов характерны следующие черты: содержание общеобязательных правил поведения (норм права); односторонняя обязательность на лиц, на которые он рассчитан; имеет юридическую силу, обуславливающую его связь с иными нормативными актами; неконкретность адресата; является результатом законодательной деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Правом на составление нормативных актов обладают компетентные, уполномоченные государством органы, которые ведут правотворческую деятельность, анализируя и подводя итоги о необходимости узаконить порядок поведения общества в различных сферах.

Прежде всего, к таким органам относятся органы государственной власти, представляющие закон и государственные органы исполнительной власти. Стоит учесть, каждый государственный орган может издавать акты только определенного для его компетенции вида (указ, закон, распоряжение, постановление и т.д.).

Юридическая мощь нормативных актов напрямую зависит от государственной значимости органа, издавшего акт.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Видео:Урок 15. Нормативно-правовой актСкачать

Урок 15. Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовые акты создают систему, основанную на их юридической силе. Система нормативно-правовых актов – это комплексная субординационная связь предписаний государства, базирующаяся на их юридической силе.

Содержание
  1. Признаки государственного нормативного акта
  2. Классификация нормативных актов
  3. Какими признаками обладает нормативно-правовой акт
  4. 1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества
  5. 2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами
  6. 3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу
  7. 4. Нормативно-правовой акт — это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
  8. 5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:
  9. 6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества
  10. 7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства
  11. 📹 Видео

Признаки государственного нормативного акта

Основные признаки государственного нормативного акта:

  • письменная форма;
  • наличие атрибутов, которые отличают его из множества других нормативно-правовых актов — наименование нормативного акта, название органа, издавшего акт, дата принятия в силу, порядковый номер, подпись- реквизиты соответствующего должностного лица и др.;
  • юридическая сила, которая определяется в зависимости от уровня значимости органа, принявшего его и, соответственно, занимающего место акта в системе нормативно-правовых актов;
  • определенная внутренняя структура – главы, разделы, статьи и т.д.
  • регулирует определенный предмет общественных отношений и споров;
  • время действия акта может как бессрочно, так и в течении определенного срока, прописанного в акте, также действие актов может быть прекращено по указу компетентных органов;
  • круг действительности акта, охватывает конкретную территорию (всю Федерацию, определенные субъекты или их часть, отдельное учреждение и т.д.);
  • наличие определенного места в единой иерархии нормативно-правовых актов, нормативный государственный акт должен не только занимать в этой иерархии свое место, но и быть взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
  • правила поведения, прописанные в акте, имеют обобщенный характер и общеобязательны для всех, кому они адресованы.

Система нормативно-правовых актов обладает рядом особенностей: нормативные акты находятся в соподчиненной между собой связи; данная связь определяется юридической силой, которую они несут; роль и место нормативного акта официально отображено в их наименовании в системе властных предписаний государства (закон, постановление, Конституция и т.д.).

Различия между нормативно-правовыми актами обусловлены различиями в юридическом характере или силе, в содержании разрешаемых нормативными актами вопросов, в процедуре принятия нормативных актов. Во всей системе нормативно-правовых актов главная рол принадлежит закону.

https://www.youtube.com/watch?v=yNiYY3IilH0

Юридическая значимость нормативного правового акта определяется по ряду отличительных признаков:

  1. Нормативные государственные акты принимаются только от имени государств в определенном законом порядке.
  2. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности государственных органов и органов негосударственного характера, которых государство наделило правом на нормотворчество;
  3. Нормативный акт призван регулировать общественные отношения, соответственно содержит в себе обобщенные правила, нормы поведения, оказывающие охранительно–регулятивное воздействие на не персонифицированный круг субъектов.
  4. Реализация нормативных актов происходит в особом, определенном законом процессуальном порядке.
  5. Нормативный акт государственного значения имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановления).
  6. Нормы и правила, прописанные в государственных актах, подлежат обязательному исполнению, по необходимости — в принудительном порядке, одобренном государством.

Классификация нормативных актов

Многообразие форм правовых актов складывается в единую систему. Потребность в таком многообразии обусловлена широким кругом общественных отношений, которые регулируются правом и разнообразием методов воздействия на эти отношения. Верховенство закона и единый принцип правотворчества обеспечивает единство данной системы.

В зависимости от юридической значимости все нормативные акты можно разделить на законы и подзаконные акты.

Замечание 1

Закон – это нормативный акт, который издается высшим представительным органом государственной власти и обладает высшей юридической силой. В РФ действуют следующие виды законов: Конституция, или Основной закон; федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все эти нормативно-правовые акты подразделяются по сфере действия.

Законы могут быть общефедеральные и республиканские. Общефедеральные законы регулируют общественные отношения, которые имеют значение для всей территории Росси, республиканские законы функционируют в пределах территории той или иной республики, входящих в состав Российской Федерации.

Юридическая сила нормативного правового акта – это совокупность свойств акта регулировать общественные отношения, порождать юридические последствия. Юридическую силу акта характеризуют следующие свойства: иерархичность нормативных правовых актов между собой, то есть их соотношения между собой; обязательностью исполнения нормативных актов.

Видео:Система нормативно правовых актовСкачать

Система нормативно правовых актов

Нормативный государственный акт – это закон, который принимается в установленном порядке референдумом или органом законодательной власти. Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.

Подзаконные акты изданы на основе законов и во исполнение этих законов, такие акты также содержат в себе юридические нормы, подзаконные акты базируются на законах, соответственно, обладают меньшей юридической силой.

Общие подзаконные акты в виде предписаний высших органов власти обладают следующими признаками:

  1. Указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента на правотворческую деятельность определяет Конституция страны или определенные конституционные законы. Указы президента могут регламентировать все стороны жизни, связанные с государственным управлением.
  2. Постановление правительства принимаются в непосредственной связи с указами президента и направлены в необходимых случаях на урегулирование более тонких вопросов государственного управления здравоохранением, экономикой, социальным строительством и т.д.
  3. Действие местных подзаконных актов ограничено территориально, ведомственные нормативно-правовые акты, внутриорганизационные подзаконные акты, решение судебных органов также обладают нормативным характером.

Приведение всей системы законодательства в соответствие с конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности является важнейшим аспектом законотворческой деятельности государства.

https://www.youtube.com/watch?v=8r7d8X_xYL8

Действие нормативно-правовых актов подразделяется:

  • по времени – по вступлению нормативного акта в силу (с момента принятия или опубликования, с момента, указанного в акте или в утверждающем его законе, по истечении установленного срока после опубликования нормативного акта), прекращение действия нормативно-правового акта (в связи с принятием нового, его заменяющего акта, в результате прямого указания, по истечении установленного срока);
  • в пространстве – по территории РФ, по территории республик, входящих в состав России, на территориях административно-территориальных единиц (округ, район, область и т. д.);
  • по кругу физических лиц – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
  • по кругу юридических лиц – государство (не являющееся юридическим лицом), органы государственного управления, общественные предприятия, организации, фирмы и др.

По содержанию подзаконные акты можно отнести к актам различных органов исполнительной власти. По субъектам составления и сфере влияния они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Например, интернет технологии, развиваясь, входят во взаимодействие с человечеством и обществом в целом.

Государственный аппарат, реагируя подобный процесс взаимодействия, создает нормативные акты, которые служат регулятором отношений по поводу виртуальных и технических объектов.

Однако перед законодателем стоит задача не только создавать нормы в процессе возникновения конфликтов, но проектирование тех отношений, которые в реальной жизни пока отсутствуют. Создание таких нормативно-правовых актов происходит пробным путем, по необходимости корректировки и отмены неработающих законов.

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

Отличительные признаки нормативного правового акта. Систематизация нормативно-правовых актов

Видео:Урок 16. Виды нормативно-правовых актовСкачать

Урок 16. Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы — их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.

Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е.

доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ.

Видео:3.1. Понятие и признаки нормативного правового актаСкачать

3.1. Понятие и признаки нормативного правового акта

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

https://www.youtube.com/watch?v=_2V2Q5yJFfc

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Первая публикация полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт — это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта», которая поможет восстановить этот документ.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с порядком заключения трудового договора.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы.

    Видео:Систематизация законодательстваСкачать

    Систематизация законодательства

    Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.

  • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в Трудовом КодексеРФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
  • главы детализируют разделы.

    Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.

  • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма.

    Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.

  • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

📹 Видео

1. Правовая экспертиза нормативных актов: понятие и видыСкачать

1. Правовая экспертиза нормативных актов: понятие и виды

Урок 12. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового актаСкачать

Урок 12. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт. Обществознание ЕГЭ.Скачать

Нормативно-правовой акт. Обществознание ЕГЭ.

Виды правовых нормСкачать

Виды правовых норм

Нормативно правовой актСкачать

Нормативно правовой акт

Техника опубликования и систематизации нормативных правовых актовСкачать

Техника опубликования и систематизации нормативных правовых актов

Урок 10. Норма права: понятия и признакиСкачать

Урок 10. Норма права: понятия и признаки

Какой акт выше по силе закона в РФ? / Самый главный закон в РоссииСкачать

Какой акт выше по силе закона в РФ? / Самый главный закон в России

ЛЕКЦИЯ 10. РЕАЛИЗАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ ПРАВАСкачать

ЛЕКЦИЯ 10. РЕАЛИЗАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

ЛЕКЦИЯ 7.1. НОРМЫ ПРАВАСкачать

ЛЕКЦИЯ 7.1. НОРМЫ ПРАВА

Акты правопримененияСкачать

Акты правоприменения

Урок 13. Классификация норм права.Скачать

Урок 13. Классификация норм права.

Видеоурок "Право. Правовая норма"Скачать

Видеоурок "Право. Правовая норма"

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. ВидеоурокСкачать

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: