+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

Содержание

Миграционная политика государства

Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

Миграционная политика государства играет огромную роль в жизни его населения, в жизни иностранных граждан, желающих проживать и работать на его территории, а также влияет на международное положение страны. Поэтому каждое государство очень тщательно прорабатывает все положения собственной политики миграций, что обеспечивает не только пользу для страны в целом, но и для всего населения.

Что такое государственная миграционная политика?

Научные определения термина „миграционной политики“ довольно массивны и тяжёлым для понимания. Поэтому, можно их перефразировать и привести более короткую и понятную характеристику этого понятия.

Миграционная политика, по сути, представляет собой свод определённых государственных правил и норм, контролирующих присутствие и деятельность иностранных граждан в стране. Каждое государство придерживается собственных правил.

Миграционная политика подразделяется на 2 основных вида:

  • иммиграционная – занимается вопросами по делам въезжающих в страну иностранцев;
  • эмиграционная политика – устанавливает свод правил для выезжающих из страны.

Зачастую под термином „миграционной“ понимают как раз иммиграционную политику. Казалось бы, какие цели может преследовать то или иное государство, пропуская иммигрантов к себе в страну и предоставляя им комфортные условия для проживания? На самом деле, таких целей довольно много.

  1. С экономической точки зрения государство может быть заинтересовано в привлечении высококвалифицированных специалистов, рабочей силы, именитых людей, крупных инвесторов и т.д.
  2. В некоторых странах именно постоянный приток иммигрантов увеличивает фактическую численность населения. В этот же пункт можно включить свод правил для репатриации населения.
  3. Гуманитарная составляющая играет не последнюю роль в миграционной политике – некоторые государства в целях гуманитарной помощи принимает беженцев.
  4. Правительство заботится о своих гражданах — позволяет им заключать браки с иностранцами. Поэтому оно разрабатывает систему правил, по которым семья могла бы впоследствии воссоединиться.

Получается, что иммиграционная политика решает целый спектр государственных задач. Для всей страны в целом очень важно суметь выстроить правильную политическую модель по вопросам миграции, потому как последствия могут быть плачевными для коренного населения и международного статуса государства.

Модели миграционной политики

Существует всего 4 классических модели миграционной политики. Каждая из них имеет главную концепцию, передающую всю её суть. Для того чтобы она была как можно более понятна, после описания концепции будут приведены исторические примеры её применения в разных странах.

Полное исключение

Эта модель основывается на том, чтобы вообще не впускать иностранцев на территорию страны. Опыт некоторых государств, решившиеся на такую политику, показал, что модель полного исключение является утопией и неэффективна в условиях глобализации.

Однако, даже на сегодняшний день остаются страны, которые считаются закрытыми от мигрантов. Все они настолько утрудняют въезд иностранцев (а некоторые — и выезд граждан за границу), что попасть в них даже в целях туризма очень сложно.

К ним относят КНДР, Туркменистан, Сирию, Сомали и Афганистан.

В этих странах миграционная политика очень жёсткая, и даже подача полного комплекта документов и успешное прохождение всех проверок не гарантируют получение права на въезд (выезд).

Сегрегация

Концепция этой модели состоит в том, чтобы временно впускать иностранцев на легальных основаниях, но при этом не давать им ни гражданства, ни социальных пособий, ни права участвовать в жизни страны.

Это характерно для государств, нуждающихся в рабочей силе, но не желающих принимать иностранцев на постоянной основе. Здесь важную роль играют запрет на восстановление семьи и чётко установленные сроки пребывания.

Несомненным преимуществом такой модели является спокойная обстановка в обществе: поскольку иммигранты не будут обладать гражданским правами, коренных жителей волновать вопрос о их присутствии не будет.

Такую модель применяли государства, входящие в состав Западной Европы: Германия, Бельгия, Швейцария. Приглашали людей исключительно на работу, не давая им никакого соцобеспечения. Рабочую силу так и называли — „гастарбайтерами“.

Если рассматривать эффективность модели на ярком примере Германии, то необходимо обратиться к 60-ым годам. Предполагалось, что мигранты будут приезжать только на работу по временном контракту, а по его окончании покидать страну.

Уже через 10 лет эта модель оказалась неэффективной – работодатели начали жаловаться, что постоянная смена иностранных работников обходится им в копеечку (приходится вновь и вновь обучать для работы новых людей, поэтому им было выгоднее иметь постоянных работников). В результате правительство пошло на уступки и начало давать постоянным работникам немецкий ВНЖ.

Получение такой бумаги давало возможность закрепиться иммигрантам в стране. С этого момента иностранцы начали заселять Германию.

Ассимиляция

Такая модель базируется на предоставлении мигрантам ВНЖ и полного соцпакета, однако, иностранцы, в свою очередь, должны пройти процесс полной интеграции.

Если говорить кратко, то это означает, что приезжий должен мало чем отличаться от коренного гражданина – хорошо знать язык, культуру страны, а также придерживаться всех государственных законов и прав. Ассимиляция, так же как и сегрегационная модель, имеет весомое преимущество – спокойствие в обществе.

Однако, приезжающие иностранцы, получившие ВНЖ, предпочитают аккумулироваться в определённых точках и создавать этнические группы. Разумеется, никакого желания интегрироваться эти люди не проявляют, считая, что должны сохранить свои корни даже на чужой земле.

В результате ассимиляционная политика приводит к возникновению преступных группировок, образованию целых районов в городах, где проживают отдельные этнические группы и т.д. Нередко попытки ликвидировать такие группировки расцениваются как расизм.

Источник: https://emigrating.ru/migratsionnaya-politika-gosudarstva/

Реализация миграционного законодательства в России

Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда.

Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов.

Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Миграционная политика государства представляет собой комплекс мер, индивидуальный для каждой страны. На территории России миграционная отрасль развивалась длительное время и сейчас находится на стадии совершенствования и модернизации. Во времена СССР жители страны постоянно подвергались ущемлению собственных прав и возможностей.

Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков. Наряду с интенсивным оттоком россиян в РФ начался активный наплыв иностранцев из стран, которые в прошлом были советскими республиками.

Чтобы оптимизировать поток выезжающих и въезжающих лиц, была сформирована современная миграционная политика России.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ.

Помимо этого документа, власти приняли ряд законов, постановлений, нормативных актов и международных соглашений, которые устанавливают правила и порядок движения мигрантов в стране.

Сегодня государственная миграционная политика в РФ основана на свободе передвижения и права выбора места жительства. Контроль в сфере осуществляет Федеральная миграционная служба.

Именно эту структуру необходимо уведомлять о выезде и въезде в страну, смене места жительства и регистрации. Как сотрудничать с УФМС, чтобы не нарушить действующее миграционное право, лучше всего узнать у опытного юриста. На нашем сайте эксперты консультируют в режиме онлайн, находя к каждому соискателю индивидуальный подход.

Основные виды миграции в России

Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:

  • Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
  • Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
  • Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
  • Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.

Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда.

Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу.

Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.

Государственная политика РФ в сфере миграционного права

В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России.

План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2019 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).

Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:

  • решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
  • улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
  • гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
  • сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
  • достижение баланса на рынке труда в России.

На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.

Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ.

Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов.

Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.

Программа добровольного переселения в РФ

Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами.

Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года.

За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях.

Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян.

Если соискатель входит в одну из представленных групп, а также знает русский язык, уважает законы РФ и имеет положительную репутацию, его примут в России и предоставят ряд льгот и привилегий.

Чтобы стать участником программы, соискатель обязан обратиться в УФМС или российское дипломатическое представительство за рубежом и представить документы, удостоверяющие личность, и подтверждающие наличие оснований для участия.

В течение двух-трех недель сотрудники организации проверят все данные и сведения, после чего предоставят соискателю свидетельство. Именно этот документ даст право претендовать на все льготы и бонусы.

Стоит отметить, что государство предоставляет существенную финансовую поддержку переселенным соотечественникам, пособия, подъемные и т. д. Привилегии достанутся только при условии, что человек переселится в приоритетный регион.

Список субъектов РФ, доступных для расселения, довольно большой, но не включает перенаселенные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Основные проблемы

Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция.

Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки.

Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.

Второй глобальной проблемой миграционной сферы РФ являются нелегальные мигранты. Нелегалы есть в любой стране, и везде власти стараются искоренить данное явление. Люди из-за рубежа незаконно пересекают границу или въезжают легально, но решают не оформлять свой дальнейший статус в стране.

Эти лица создают конкуренцию на рынке труда, т. к. готовы работать за минимальную оплату. Местные жители с высокой квалификацией остаются на улице из-за таких практически бесплатных работников. Нелегалы не платят налоги, но пользуются всеми социальными благами.

Что отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране.

Чтобы сократить количество незаконных мигрантов, за нарушение миграционного законодательства их ждет крупное административное взыскание. Согласно административному кодексу РФ, сумма штрафа за нарушение миграционного порядка варьируется в зависимости от характера, степени и длительности совершения противоправных действий.

Сумма санкций, обычно, составляет около 2000-5000 рублей. Если нарушение совершено повторно, то сумма увеличивается в два раза. При серьезных нарушениях или систематическом пренебрежении российскими законами иностранца ожидает выселение, депортация или выдворение, которое сопровождается ограничением на въезд.

Таким лицам будет запрещено въезжать в Россию на протяжении трех, пяти или десяти лет.

Источник: https://1migration.ru/migraciya/migracionnaya-politika.html

Миграционная политика Российской Федерации

Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение 3

1. Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы 4

2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения 9

2.1. Правовые основы межстрановой трудовой миграции 9

2.2. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов 12

2.3. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов 14

3. Миграционная политика Российской Федерации 18

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Введение

Международныемиграции трудовых ресурсов повлеклиза собой крупные изменения как встранах-реципиентах, так и в странах-до­норах.Перемены носят многоплановый характер,поэтому они при­влекают внимание нетолько экономистов, но и социологов,демо­графов и т.д.

Международныемиграции стали актуальными для всехстран, народов и континентов. ООН этоявление определяет как «лю­боеперемещение людей за пределы национальныхграниц с изменением места проживаниясроком более 12 месяцев». К началу XXIв. число бежен­цев в мире превысило34 млн.

человек; видимо, не случайно XXвек назван «веком беженцев».

Западноевропейские страны сталипредпринимать энергичные шаги поустановлению контроля за миграционнымипроцессами и ог­раничению притокановых иммигрантов.

Был принят рядмеждуна­родных соглашений, состоялосьмножество международных конфе­ренций,встреч и переговоров, в ходе которыхобсуждались различные аспекты новойволны миграции групп людей.

Тем не менееиз-за не­простого экономическогоположения, политической нестабильности,роста межэтнических конфликтов ипротиворечий в различных стра­нахэта проблема продолжает оставатьсядостаточно острой, поэтому выбраннаятема является актуальной в современныхусловиях.

Международная миграция населениястала одной из характерных особенностейсоциального развития современныхгосударств. Отношение к иммиграции вобществах довольно противоречивое.

Содной стороны, ее обвиняют в созданиипрепятствий на пути эконо­мическихинноваций, в дестабилизации рынка труда,обременении бюджета и подрыве национальнойбезопасности.

С другой — ей отво­дитсязначимая роль в научно-техническом иэкономическом разви­тии принимающихстран, улучшении социального положенияместно­го населения.

Целью данной работы являетсярассмотрение государственной миграционнойполитики, ее сущности, видов и инструментов.

1. Понятие и содержаниемеждународной трудовой миграции рабочейсилы

Факторы производства, в том числерабочая сила, обладают способностью кмеждународному перемещению и, такимобразом, до определенной степени могутзаменять международные торговыеотношения. Многие важные аспектымеждународной миграции рабо­чей силыи ее последствия схожи с эффектами отвнешней торговли стран.

Рабочая силаперемешается из стран, в которыхсуществует ее явный избыток, в те страны,где отмечается ее явный недостаток.Такое перемещение, несомненно, повышаетэффективность нацио­нальной экономики,которая использует иностранных рабочихи их труд.

Эта дополнительная рабочаясила расширяет выпуск товаров длямирового рынка и в то же время вызываетэффект перераспределения доходов, чтозатрагивает интересы отдельных группнаселения.

Международнаякооперация на базе международногоразделения труда осуществляется в двухглавных формах: а) товарного обмена; б)трудовой миграции.

С точки зренияпонятийного осмысления про­блемысуществует миграция рабочей силы«внутренняя», которая происходит внутристраны, между ее разными регионами, и«внеш­няя» — между двумя или (и) большимколичеством стран.

Иногда политическаяэмиграция трансформируетсяв трудовую, посколькуполитэмигранты трудоустраиваются,превращаясь в работников-мигрантов;это разновидность вынужденнойвнешней эмиграции.

Международнаямиграция рабочей силы — этопереселение населе­ния в трудоспособномвозрасте из одного государства в другоесроком более чем на год, вызванноеэкономическими причинами (намерени­емтрудоустройства).

Эмиграция — выездтрудоспособного населения из даннойстраны в другие страны; иммиграция— въезд трудоспособногонаселения в данную страну из другихстран. «Утечка умов» —международная ми­грациявысококвалифицированных кадровспециалистов.

Реэмиграция —возвращение эмигрантовна родину на постоянное место жительства.

Трудовая миграция— это историческоеявление, которое существо­вало и вотдаленные времена. Поэтому важно знать,в каких формах и видах это явлениенаблюдалось в предшествующие периоды.Формы социальной мобильности изменчивы,но само это явление органиче­скиприсуще человеческим обществам.

История человечествазнает множество крупнейших территориальныхперемещений, одно из которых получи­лоназвание «великое переселение народов».На первых этапах населе­ние снималосьс традиционных мест обитания подвоздействием комплекса причин, когдаопределяющую роль играли естественно-природ­ныеобстоятельства.

Позже наступил периодбесконечных войн, когда основной формойвознаграждения победителей выступализахватывае­мые в плен люди, предназначаемыедля продажи в рабство. Далее ос­новнуюроль стали играть демографически-экономическиепричины, а в Новейшее время — в большейстепени экономические причины.

От­ступлением от этого были два периодамировых войн — 1914—1918 и 1939—1945 гг., когдадесятки миллионов людей оказалисьперемещен­ными из одних стран в другие,и последствия таких перемещении былине менее впечатляющие, чем в эпоху«великого переселения».

В конце XXстолетия в связи с участившимисярегиональными конфликтами появиласьрегионально-международная вынужденнаямиграция, кото­рая не связана с поискамиработы (этот вопрос возникает позже,когда беженец, убедившись в том, что онцел и невредим, начинает искать кров ипищу).

Это, например, мигранты из Вьетнама,Кампучии, Чили, Кубы, Гаити, Греции (послепереворота «черных полковников» в1950-1970-х гг.), а также интеллектуалы СШАво времена фашиствую­щего сенатораМаккарти (конец 1940-х —начало 1950-х гг.) ит.п.— всех их вынудили бежать из своейстраны репрессии.

Военные конфликты вАфрике и Латинской Америке,которые происходили в 1960—1990-е гг.,оборачивались миллионами беженцев.Этническая война в бывшей Югославии, азатем бомбардировки Сербии вооруженнымисилами НАТО стали огромной трагедиейдля миллионов людей, многие сотни тысячиз них вынуждены были бежать за пределысвоей родины [6, c.114].

Отметим, в основепослевоенных международных миграцийтру­довых ресурсов находятся собственноэкономические причины,а не только указанныевоенно-политические коллизии. Миграционныйпоток захватил десятки миллионов граждани намного превзошел «ве­ликоепереселение народов» прошлых эпох.

Деструктивный эффектиммиграции в значительной степениоп­ределяется нелегальнымхарактером значительнойчасти ее потоков. Число незаконныхиммигрантов достигает, по некоторымоценкам, в европейских странах от 1,3 до5 млн, в США — до 7—8 млн.

Рост не поддающихсяпланированию, трудно контролируемыхспонтанных перемещений населениярассматривается сейчас в контекстеугроз национальной безопасности развитыхгосударств, прежде всего угроз терроризма,ухудшения криминогенной,санитарно-эпидемической ситуации ит.п.

Вместе с тем прослеживаются общиечерты и «тенден­ции воздействияиммиграции на состояние трудовыхресурсов, эко­номику, рынок труда исоциальную инфраструктуру, безопасностьграждан, общественный порядок,внутриполитическую жизнь, внеш­нююполитику и другие аспекты жизнедеятельностипринимающих обществ.

Одно из проявлений интернационализациии демократизации хозяйственной исоциально-культурной жизни человечества,а так­же последствий острыхмежнациональных противоречий, прямыхстолкновений между народами и странами,чрезвычайных ситуаций и стихийныхбедствий — крупномасштабные внутристрановыеи межстрановые перемещения населенияи трудовых ресурсов в раз­ных формах.Это и добровольные мигранты, пользующиесяправа­ми и возможностями, предоставленнымиим мировой цивилизаци­ей и международнымирынками труда для выбора места жительстваи работы, беженцы и вынужденные мигранты,покидающие отчий кров не по своей воле,а под давлением обстоятельств. Масшта­быпотоков и драматизм положения такихмигрантов в отдельные ис­торическиепериоды и годы превращаются в глобальныепроблемы. Их разрешение требует широкогомеждународного сотрудничества.

Мировое сообщество, еще недавноне ощущавшее непосредст­венно размеров,особенностей и последствий миграционныхпро­цессов на международном уровне,столкнулось с необходимостью координацииусилий многих стран по разрешению острыхситуаций и коллективному регулированиюмиграционных потоков.

Органи­зационно-институциональные,нормативно-правовые и финансовыемеханизмы регулирования, созданные впрошлые годы на глобальном (в рамкахООН и других организаций), региональном(регио­нальные экономическиеорганизации) и национальном (в основномпромышленно развитыми странами) уровнях,позволяют мировому сообществу постепенноослаблять остроту в сфере международноймиграции населения и нормализоватьмиграционные потоки. По­следнеедесятилетие нашего столетия характеризуетсятем, что страны — импортеры и страны —экспортеры трудовых ресурсов вносятсущественные коррективы в своюмиграционную политику.

Увеличивая трудовые ресурсы изаполняя ниши в сфере занятости приустойчивом демографическом спаде иусилении диспропорций на рынке труда,иммиграция выполняет в принимающемобществе важную социально-экономическуюфункцию. Очевидно, что, учитываяограни­ченность своих трудовыхресурсов, развитые страны будутпо-прежнему стимулировать иммиграциюопределенных категорий мигрантов.

Производя и потребляя национальнуюпродукцию, выплачивая налоги, делаясбережения и т.п., иммигранты оказываютзаметное воздействие на хозяйственноеразвитие принимающих стран.

Иммиграция неквалифицированныхработников поддерживает традиционныесектора и общественно необходимые видыдеятельно­сти, которые обеспечиваютнормальное функционирование эконо­мики.

Кроме того, заполняя пустующие ниши,иммигранты содейст­вуют болееэффективному применению квалификацииместных кадров и тем самым повышениюпроизводительности их труда.

Ис­следования,проведенные в ФРГ, показали, что вотсутствие иммигра­ции хозяйственноеразвитие шло бы гораздо медленнее исопровождалось бы более высокой инфляциейили переводом производства за рубеж.

Таким образом, общее влияниеиммиграции на бюджет и социаль­нуюинфраструктуру можно оценить какпозитивное.

2. Миграционнаяполитика, ее цели и методы их достижения

Источник: https://works.doklad.ru/view/smc-sngxRcI.html

Миграционная политика РФ в 2019 году: концепция, основные цели и проблемы

Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

Сложная экономическая ситуация в мире, длящаяся уже несколько лет, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Свою роль в этом процессе сыграли и локальные войны, вызвавшие отток населения из неблагоприятных районов. В связи с этим каждое государство вырабатывают свою миграционную политику на несколько лет вперед. В РФ она проработана вплоть до 2025 года.

Все о миграционной политике

Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

МП затрагивает широкий перечень вопросов:

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

Большую роль в миграционной политике любого государства играет трудовая миграция. Она существует в нескольких видах:

  • Организованная;
  • Сезонная;
  • Квотированная и так далее.

Миграционная политика всегда формируется с учетом разных факторов. Среди них определяющими считаются:

  • Демографическое положение в стране;
  • Внешняя политика;
  • Интеграционные процессы;
  • Социально-экономическое положение.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.

Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:

  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Как миграционная политика влияет на развитие страны

Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз.

Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%.

Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

С экономикой вопрос обстоит немного сложнее. Специалисты склонны не выражать единого мнения относительно трудовой миграции и условно разделились на 2 группы:

  1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране.

    Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;

  2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились.

    Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.

Усиление притока иностранцев однозначно положительно скажется на демографии и экономике страны, если правительство:

  • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
  • Создает им условия для жизни;
  • Смягчает условия приобретения гражданства.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Какая миграционная политика проводится в РФ

Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В.

Путиным:

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Концепция государственной миграционной политики до 2025 года

Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года”.

  • Цели МП;
  • Мероприятия;
  • Регулирующие законодательные акты.

Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

Концепция рассчитана на несколько этапов. Их общей целью являются:

  • Отсев мигрантов;
  • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
  • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.

План мероприятий состоит из следующих пунктов:

  • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
  • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
  • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.

Первые поправки будут внесены в нормативные акты:

  • «Об образовании»;
  • «О высшем и послевузовском образовании».

Особое внимание в концепции уделено трудовой миграции.

Теперь иностранцы могут официально трудиться только после совершения ряда действий:

  1. Сдача экзаменов;
  2. Прохождение медицинского обследования;
  3. Оформление патента.

На все манипуляции отведено ровно 30 дней, в противном случае мигранту грозит существенный штраф (10000 рублей).

Основная цель разработанной концепции заключается в адаптации миграционной политики к:

  • Интересам работодателей;
  • Тенденциям социального и экономического развития;
  • Демографической ситуации.

Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

Проблемы миграционной политики России

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

К основным проблемам причисляют:

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Источник: https://migrantvisa.ru/russia/migraciya/migracionnaja-politika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.