+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Депутат должностное лицо. Кто такой депутат муниципального образования

Содержание

Депутаты местного самоуправления: полномочия и ответственность

Депутат должностное лицо. Кто такой депутат муниципального образования

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/municip-pr/deputaty-mestnogo-samoupravleniya.html

Кто такие муниципальные депутаты и почему о них все сейчас говорят?

Депутат должностное лицо. Кто такой депутат муниципального образования

Новости о муниципальных выборах стали одними из самых обсуждаемых в последние дни. Все из-за того, что процесс подачи документов оказался для выдвиженцев гораздо сложнее, чем предполагалось.

Явное нежелание многих комиссий принимать документы у оппозиционно настроенных кандидатов вызвало массовые возмущения.

Ситуация дошла до того, что недавно глава ЦИК Элла Памфилова допустила возможность отмены муниципальных выборов в Петербурге, но инициатива не вызвала восторг — зампред органа Николай Булаев опроверг это заявление.

Кандидатам в муниципальные депутаты пытаются всячески помешать выдвинуть свою кандидатуру. Для этого ярые противники оппозиции организуют фейковые очереди, избивают горожан, угрожают им, а также тайно назначают дату выборов. Об этом мы уже подробно рассказывали в нашем материале.

Хочется верить, что все эти люди с активной гражданской позицией не зря борются за право быть услышанными и за возможность менять нашу жизнь в Петербурге в лучшую сторону. К сожалению, несмотря на то что шумиха достигла предела, многие до сих пор не понимают роль муниципального депутата в обществе.

«Луна» рассказывает, кто такие муниципальные депутаты, почему о них все сейчас говорят и зачем они нужны городу. 

Кто такой муниципальный депутат? 

Муниципальный депутат — это представитель интересов жителей и самый распространенный вид депутата в России. Желающие занять эту должность могут выдвигаться от партий, а могут идти самовыдвиженцами.

Значительная часть муниципальных депутатов — сотрудники бюджетных учреждений: директора школ, главные врачи поликлиник. По закону, заниматься депутатской деятельностью на постоянной основе могут только 10% депутатов совета, остальные совмещают ее с другой работой.

Срок полномочий муниципального депутата в Петербурге — 5 лет. 

Что они решают и за что отвечают?

Как правило, люди скептически относятся к роли муниципального депутата в городской среде и думают, что от них ничего не зависит. Но это не так.

Работа муниципальным депутатом — это возможность самостоятельно познакомиться с системой управления на государственном уровне и даже повлиять на некоторые процессы.

На этой должности голос человека становится громче — теперь он воспринимается не как активист, а как представитель своего муниципального образования, избранный народом.

Если в городе есть актуальная проблема, требующая решения, муниципальный депутат решит ее гораздо быстрее, чем группа активистов. Например, если необходимо благоустроить сквер или решить проблему с незаконной торговлей, несколько депутатов из разных округов могут объединиться и повлиять на ситуацию. Ведь заявления от людей, находящихся на государственной должности, сложно игнорировать. 

Муниципальные депутаты отвечают за благоустройство города, занимаясь исключительно локальными вопросами. Они решают, на что потратить бюджет, влияют на визуальное восприятие городской среды, устанавливают местные налоги и сборы, распоряжаются судьбой муниципальных предприятий и т. д. 

В полномочия муниципальных депутатов входят встречи с населением и обсуждение местных проблем, а также они могут инициировать законопроекты, и обладают правом проводить референдумы и публичные слушания.

Деятельность муниципальных депутатов можно воспринимать как волонтерство — вместо зарплаты им полагается небольшая денежная компенсация — примерно 15 тысяч рублей — и льготы на проезд в общественном транспорте.

 

Пресс-конференция, на которой петербургские оппозиционеры требуют отмены выборов в 20 муниципалитетах

Что такое муниципальный фильтр?

Муниципальный фильтр — это процедура сбора подписей действующих муниципальных депутатов, которая позволяет или не позволяет кандидату принять участие в выборах.

Большинство мест в муниципалитетах принадлежат «Единой России», поэтому только она может без проблем выдвигать своих кандидатов. Главный абсурд муниципального фильтра состоит в том, что в любом регионе кандидаты вынуждены прибегать к регистрации с помощью партии власти.

В Петербурге муниципальный фильтр максимальный, 10%, что не позволяет выдвигаться никому из потенциальных кандидатов без согласия «Единой России».

Почему сейчас столько нарушений? И правда ли, что их много или только кажется из-за новостей?

Избирательные комиссии всеми силами пытаются помешать регистрации оппозиционных горожан. Делают они это очень явно и неумело, и все для того, чтобы кандидаты разных муниципалитетов не успели подать документы для выдвижения.

Нарушений и правда много, отличное тому подтверждение — инициатива главы ЦИК Эллы Памфиловой об отмене выборов. В городе ежедневно происходят нарушения в работе комиссий и ущемляются права кандидатов.

Такой наглости, кажется, не ожидал никто. 

Полицейские оцепили ИКМО Екатерингофский из-за «угрозы теракта»

Как узнать, в каком округе я проживаю, кто в нем выдвигается и где узнать больше информации о выдвиженцах?

Узнать свой округ можно на этом сайте. Информация о кандидатах на должность муниципального депутата размещена на сайте ЦИК. Там же можно посмотреть, к какому округу принадлежит каждый из выдвиженцев. 

Куда идти ать?

На свой избирательный участок. Найти его несложно — достаточно просто зайти на сайт ЦИК и вспомнить свой адрес прописки. 

Олеся Гаврилова

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://luna-info.ru/discourse/kto-takie-mundepy/

Глава муниципального образования: кто это, обязанности, полномочия

Депутат должностное лицо. Кто такой депутат муниципального образования

Глава муниципального образования – это человек, занимающий высшую должность в рамках искомого образования, наделенный определенным перечнем полномочий, распространяющихся на решение вопросов, возникающих на местном уровне. Как избирается глава муниципального образования, какие нюансы характеризуют эту должность, а также многое другое вы узнаете из этой статьи.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования: важные нюансы о должности

Такое должностное лицо, как глава, обязательно должно присутствовать в каждом существующем на территории нашей страны муниципальном образовании.

Нужно учитывать, что лицо, занимающее обозначенный пост, не имеет возможности в одно и то же время претендовать на должность главы образования, а также руководящего лица местной администрации.

Исключением из искомого правила можно назвать лишь тот случай, когда муниципальным образованием выступает сельское поселение, в рамках коего интересующее нас должностное лицо должно совмещать работу на двух вышеупомянутых постах.

На плечах главы муниципального образования лежит большая ответственность, а потому им не может стать любой человек. Лишь самые подготовленные и ответственные могут претендовать на этот пост

Порядок, в рамках которого производится определение того, кто займет должность главы муниципального образования, определяется непосредственно законодательством о выборах муниципальной категории. Так, кандидатуры могут:

  • выдвигаться со стороны депутатов (в этом случае можно представить в качестве кандидата только одного гражданина);
  • выдвигаться самостоятельно.

Если депутат, который был выдвинут на пост другими лицами, не желает его занимать, он может самостоятельно от нее отказаться, подав соответствующее заявление, которое по закону будет принято без инициации дополнительных обсуждений, а также ания.

Выдержка из ФЗ №131 Статьи 36. Глава муниципального образования

Те же кандидаты, которых их потенциальное назначение устроило, должны будут впоследствии выступить на заседании государственной Думы, представив в его рамках программу предстоящей им работы.

При условии, что после прослушанного и просмотренного, члены заседания примут решение об избрании конкретного лица в качестве главы города, они должны отдать за него большее количестве имеющихся .

Существует определенный минимум оных, и если не один из представляющихся перед публикой граждан его не набрал, следовательно, будут инициированы новые выборы, в рамках которых произойдет повторное выдвижение кандидатур.

Если группа депутатов выдвигает кандидатуру, они могут представить к рассмотрению только одного гражданина

Полномочия главы муниципального образования

Полномочия, которыми впоследствии наделяется глава города, вступают в силу в тот день, когда дума конкретного населенного пункта избирает его. Прекращается же их действие через установленный законом срок, а именно, во второе воскресенье марта обозначенного Законом «О местном самоуправлении» года.

Не позднее, чем на 15 день после того, как дума официально оповестит общественность о принятом решении, производится присяга главы города. Так, в рамках данного мероприятия лицо, занявшее данный почетный пост, должно произнести стандартный текст, в котором сказано, что оно дает обещание осуществлять свои полномочия и обязанности:

  • справедливо;
  • честно;
  • беспристрастно и т.д.

Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации

Таблица 1. Перечень полномочий главы муниципального образования

ПолномочиеОписание
Представлять населенный пунктИмеет право глава осуществлять представительство муниципального образования непосредственно при контакте с органами самоуправления других населенных пунктов, а также:

  • государственными структурами;
  • гражданами;
  • организациями и т.д. При этом, представительствовать можно без оформления доверенности, как и осуществлять все действия, входящие в рамки данного мероприятия.
  • Подписывать и обнародовать документы, принятые представительным органомИмеет право глава также и на подписание и оглашение официальных бумаг, при условии, что соблюдает порядок, определенный уставом конкретной территории.
    Издавать правовые актыУкладываясь в рамки собственных полномочий, данное лицо может издавать правовые акты различного содержания.
    Требовать созыва заседанияЕсли главе кажется, что имеет место необходимость внеочередного созыва представительного органа населенного пункта, он имеет право его потребовать.
    Обеспечивать органами самоуправления осуществление полномочийРечь идет о таких полномочиях, как возможности решения вопросов местного значения.

    Определяться полномочия интересующего нас должностного лица будут также и с учетом того, главой какого органа местного самоуправления он выступает.

    Так, например, как глава представительного органа населенного пункта, он может:

    • проводить собрания от лица органа;
    • осуществлять контроль и обеспечение выполнения регламента образования;
    • ставить подписи на решениях, протоколах и прочих документах;
    • осуществлять организацию и координацию выполнения вынесенных решений.

    В качестве же главы местной администрации то же лицо имеет право:

    • формировать и исполнять городской бюджет;
    • распоряжаться денежными ресурсами населенного пункта;
    • обеспечивать соблюдение закона, а также прав и свобод на территории образования;
    • отменять действие законов органов, находящихся у структуры в подчинении;
    • заключать различные договоренности и соглашения;
    • использовать мотивационные меры поощрения;
    • привлекать к ответственности дисциплинарного типа тех служащих, которые были им же назначены и т.д.

    При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации

    Ограничения и запреты

    Также имеет данное должностное лицо и ряд ограничений, а также запретов и обязанностей, с которыми ему ввиду своего положения приходится считаться.

    Так, контролировать деятельность главы населенного пункта могут:

    • местное население;
    • орган муниципального образования представительной категории.

    Отчет придется предоставлять ежегодный, причем, как о проделанной работе, так и о ее результатах.

    Если же лицо возглавляет местную администрацию, то держать ответ нужно будет перед указанным же учреждением, а также иными подведомственными ей структурами, в частности также и относительно вопросов, которые были вынесены на повестку дня представительным органом.

    Не забывайте, что представители данной должности являются подотчетными должностными лицами, они должны ежегодно рассказывать на публику о проведенной ими работе и ее результатах

    Возможно досрочное прекращение действия полномочий интересующего нас лица. Так, например, в случае:

    • его безвременной кончины;
    • ухода в отставку по собственному желанию;
    • удаления в отставку;
    • отрешения от должности;
    • получения лицом статуса недееспособного или ограниченно дееспособного;
    • признания лица судом в качестве отсутствующего безвестно, или умершего;
    • вступления по отношению данного лица в силу обвинительного приговора;
    • выезда на ПМЖ в другую страну;
    • утраты гражданства России и иностранного государства, являющегося союзником нашей страны;
    • отзыва избирателями;
    • достижения опасного состояния здоровья, при котором невозможно осуществлять рассматриваемую деятельность и т.д.

    Существует множество оснований для того, чтобы глава муниципального образования досрочно прекратил работу на посту

    Заключение

    Глава муниципального образования – важный пост, который может занимать только человек, избранный коллективно, достойный, и, безусловно, знающий законы. В своих решениях и действиях он должен руководствоваться нормативно-правовыми актами нашей страны, и действовать с честью и справедливостью в любом аспекте своей жизни.

    Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте в специальной статье.

    – Что такое муниципальное образование

    Источник: https://yr-expert.com/glava-municzipalnogo-obrazovaniya/

    Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования. Гарантии депутатской деятельности

    Депутат должностное лицо. Кто такой депутат муниципального образования

    В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 2) записано, что депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

    Исходя из этого депутатами надо считать как лиц, избранных населением (избирателями) соответствующего муниципального образования в представительный орган на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании, так и лиц, ставших членами представительного органа муниципального района, сформированного из глав муниципальных образований поселений и делегированных в этот орган депутатов представительных органов поселений.

    Положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц.

    Сейчас в науке конституционного и муниципального права распространено толкование, по которому депутатом считается только лицо, избранное непосредственно населением.

    Кстати, на других уровнях представительных органов власти такой подход находит и нормативно-правовое отражение: например, лица, избранные в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, именуются депутатами Государственной Думы, а лица, направленные в Совет Федерации законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов РФ, – членами Совета Федерации.

    Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

    Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (статья 40 Закона).

    Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

    Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

    Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

    Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

    Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

    На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат.

    Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

    1. заниматься предпринимательской деятельностью;
    2. состоять членом управления коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
    3. заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
    4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами.

    Гарантии депутатской деятельности

    Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

    Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при ании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

    Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

    Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

      • смерти;
      • отставки по собственному желанию;
      • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
      • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
      • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
      • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
      • прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
      • отзыва избирателями;
      • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
      • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
      • в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-pravovoy-status-deputata-predstavitelnogo-organa-munitsipalnogo-obrazovaniya-garantii-deputatskoy-deyatelnosti

    Должностное лицо местного самоуправления – это кто? Органы и должностные лица местного самоуправления

    Депутат должностное лицо. Кто такой депутат муниципального образования

    Местное самоуправление (МСУ) в России решает задачи и проблемы местного территориального значения. Для проведения соответствующих решений действует специальная структура представительных органов.

    Принципы создания подобных органов заложены конституционными нормативами.

    И все же первичные источники власти местного самоуправления – должностные лица, граждане, профсоюзы и коллегии, от которых и отталкиваются в своей работе представительные органы.

    Общие сведения об органах МСУ

    Структура самоуправления формируется несколькими представительными органами, среди которых администрация, глава, депутатский корпус, контрольно-счетные образования и т. д.

    В зависимости от устава конкретного образования для решения отдельных задач собственными полномочиями могут наделяться и второстепенные органы.

    И, с другой стороны, есть обязательные органы и должностные лица местного самоуправления – технология их структурирования одинакова для большинства муниципальных структур. В этом перечне можно выделить главу образования и администрацию как исполнительный орган.

    Имеет свои нюансы и порядок распределения полномочий. К примеру, устав района и поселения, который является центром управления муниципальным районом, вполне может предусматривать расширение полномочий данного органа.

    То есть формирование местной районной администрации будет осуществляться таким образом, что административный центр также будет наделен и полномочиями управляющего органа упомянутого поселения.

    В таких случаях сами поселения не имеют собственных административных центров, а их местный глава вводится в представительный муниципальный орган и в дальнейшем выступает в качестве его председателя.

    Как видно, местные уставы могут корректировать стандартный порядок, по которому формируются органы государственной власти местного самоуправления, должностные лица и административные центры. Но, к примеру, организация подотчетности, установление сроков полномочий, подконтрольность и другие вопросы базовой организации определяются только законом о субъектах РФ.

    Непосредственным решением задач местного уровня занимается администрация. Данный орган является распорядительным и наделяется достаточными полномочиями для выполнения отдельных государственных задач, которые передаются органам самоуправления указами и законами РФ.

    С правовой точки зрения местная администрация – юр. лицо, то есть наделяется всеми его правами. В определенных рамках своих полномочий администрация может заниматься формированием власти местного самоуправления, должностных лиц и управляющих органов.

    Однако сам состав местной администрации формируется муниципалитетом, причем по представлению ее главы.

    В свою очередь, глава может назначаться представителями конкурсной комиссии. Это тоже в некотором смысле орган, позволяющий формировать управляющую структуру администрации.

    Стоит отметить, что в городских округах, муниципалитетах и формированиях с внутригородским структурированием федерального уровня как минимум основную часть представителей комиссии будут назначать органы муниципалитета. Вторую же часть представителей комиссии формирует должностное лицо наивысшего уровня в конкретном субъекте.

    Если речь идет о внутригородских территориальных объектах, то одну часть избирательной комиссии будут назначать органы и должностные лица местного самоуправления, а вторую – административный центр окружного центра или района.

    К непосредственно должностным лицам в данной структуре следует отнести вышеупомянутого главу администрации, главу муниципального формирования и депутатов. В зависимости от статуса, они получают определенный набор полномочий и несут ответственность в рамках, установленных законом.

    В любом случае должностное лицо местного самоуправления – это нанятое по контракту или выборное лицо, имеющее исполнительно-распорядительные полномочия, позволяющие решать локальные задачи. В некоторых случаях должностное лицо может участвовать в формировании отдельных органов МСУ.

    Как уже отмечалось, они могут представлять членов для конкурсной комиссии. Также существует должность заместителя на должности МСУ.

    Выборные должности предполагают избрание лица на конкретное место на основе избирательного права. Выборы проходят в процессе тайного ания.

    Альтернативой такому способу занятия должности является назначение представительным органом или же конкурсной комиссией.

    Что касается контрактной основы, то обычно в таком формате работают должностные лица местного самоуправления РФ, занимающие посты глав местной администрации. Время действия контракта определяется местным муниципальным органом, но на срок не меньше 2 лет.

    Глава муниципалитета

    Это высшая должность в структуре муниципального формирования, наделяемая собственным перечнем полномочий в рамках закона о субъектах РФ. Глава может избираться в рамках муниципальных выборов представителями конкурсной комиссии или же представителями одного из территориальных органов МСУ.

    В небольших внутренних поселениях, включенных в городскую инфраструктуру, ключевое должностное лицо местного самоуправления – это, в сущности, глава администрации, назначаемый сходом граждан. В случае же избрания на муниципальном уровне глава входит в представительный состав муниципалитета и выполняет функции его председателя.

    При этом данное лицо не может исполнять функции главы администрации и председателя муниципалитета одновременно.

    Важно учитывать, что не каждый гражданин может избираться на должность председателя в муниципальном формировании. Это должен быть гражданин РФ, который на момент избрания соответствует требованиям закона N 171. Если избрание проводится конкурсной комиссией, то должно быть зарегистрировано минимум два кандидата.

    Также условия конкурса могут предусматривать требования к профессиональным навыкам, по которым будет оцениваться потенциальное должностное лицо местного самоуправления.

    Закон под номером N 171 допускает возможность обоснования выбора того или иного кандидата по критериям наличия образования и знаний, предпочтительных для той или иной должности в системе органов МСУ.

    Депутаты в МСУ

    Депутат является выборной должностью, которая обеспечивается условиями для беспрепятственного выполнения прямых полномочий. Срок избрания в данном случае выбирается органами местного муниципалитета, но он должен варьироваться в рамках 3-5 лет. В законе о субъектах РФ предусмотрены и возможности изменения срока действия депутатских обязанностей, полномочий и даже процедуры выборов.

    Но это относится к депутатам, которые являются выборными. И здесь важно разделить статус этой должности на два типа. Как правило, депутат – выборное должностное лицо местного самоуправления, в постоянном режиме выполняющее функции в рамках устава.

    Но также его можно представить как участника депутатского корпуса, представляющего муниципалитет, который на непостоянной основе реализует свои полномочия.

    Стоит подчеркнуть, что любые полномочия депутата в разной мере имеют гарантии, установленные уставом местного муниципалитета. Помимо этого, в рамках закона могут устанавливаться и социальные гарантии в качестве дополнения – например, связанные с прекращением полномочий.

    Особенно расширение гарантий касается случаев, когда полномочия должностного лица местного самоуправления заканчиваются досрочно. В процессе же исполнения своих обязанностей депутатам предписывается соблюдать запреты и ограничения, которые указываются в законе N 273-ФЗ.

    В частности, это касается мер противодействия коррупции.

    Полномочия должностных лиц

    Что касается депутатов, то их полномочия ориентируются на обеспечение возможностей представления интересов местных жителей в Думе. В рамках своей деятельности они ведут прием избирателей, организуют встречи с представителями общественности, профсоюзами, трудовыми коллективами и т. д.

    С другой стороны, депутат представляет и свой орган МСУ перед избирателями в рамках своего округа. Глава муниципального формирования имеет более широкие полномочия. В первую очередь он также представляет орган самоуправления, но уже в отношениях с другими муниципальными образованиями и органами власти.

    Он может без доверенности действовать от имени своего муниципалитета. Вместе с этим полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, находящихся на местах глав, позволяют подписывать и обнародовать документы нормативные акты, которые были приняты центром муниципального образования.

    В определенных рамках он может издавать и свои акты. В случае необходимости глава самоуправления также имеет право созывать незапланированные заседания органа муниципалитета для решения внеочередных вопросов местного уровня.

    Полномочия глав самоуправления и депутатов прекращаются в момент избрания на эти должности других лиц.

    Ответственность должностных лиц местного самоуправления

    И управляющие структуры МСУ, и отдельные должностные лица при отклонении от установленных законом и уставами нормативов, могут нести ответственность разной степени. Что касается оснований, то они базируются на уставе конкретного образования, который регламентируется законом о субъектах РФ.

    В рамках уставных нормативов, к примеру, население муниципалитета может отозвать депутата или фракцию. По этой же схеме обеспечивается и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по отношению к государственным структурам, только в этом случае также имеет значение качество исполнения прямых указаний от высших органов власти.

    Их нарушение может стать поводом для привлечения к ответственности в рамках закона. Если соответствующий суд установит, что представительный орган, например, принял акт, который противоречит законам РФ или местному уставу, то высший руководитель исполнительного аппарата может распустить данный орган.

    Это значит, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в немалой степени определяется качеством и добросовестностью при исполнении полномочий. Но следует учитывать и временные рамки, в которых принимаются решения о наступлении ответственности.

    Например, после выпуска правового акта, который противоречит законам, должностное лицо или орган самоуправления может избежать ответственности, если в течение 3 месяцев упразднит этот документ.

    Какие вопросы решает местное самоуправление?

    Уже не раз отмечалось, что должностные лица и органы МСУ занимаются решением задач местного масштаба. Однако их характер может отличаться в зависимости от множества факторов.

    К наиболее распространенным вопросам можно отнести рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение и контроль расходования. К слову, существует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, наступающая при фиксации нарушений в ведении бухгалтерской деятельности.

    Здесь же стоит отметить установление и коррекцию системы налоговых сборов, имеющей свои особенности в зависимости от региона.

    Отдельные вопросы касаются распоряжения имуществом, которое находится в собственности конкретного образования. Органы местной администрации также занимаются проблемами организации инженерных и коммуникационных сетей – газо-, тепло-, водоснабжения и т. д.

    Дорожная деятельность тоже находится в рамках ведения местного самоуправления – по крайней мере, на прилегающих участках трасс.

    В зависимости от нанятого или выборного должностного лица, органа местного самоуправления или другой управляющей структуры, уполномоченные должны осуществлять контроль состояния и использования автомобильных дорог в границах управляемых населенных пунктов.

    Сход граждан как инструмент самоуправления

    Рядовые граждане также могут принимать активное участие в деятельности самоуправления, и не только с помощью выборов. В рамках закона предусмотрен формат гражданского схода, который может проводиться в нескольких случаях.

    Например, поводом такого сбора может стать вопрос о коррекции границ населенного пункта, в составе которого находится конкретный населенный пункт. Особенно это касается случаев, когда ставится вопрос о переходе поселения или района из одного образования в другое.

    Также в поселениях с численностью жителей не более 100 человек сходом может решаться и вопрос об упразднении поселения при условии последующего расселения граждан. Что еще важно, сход не обязательно должен иметь юридическую правовую силу.

    Волю собрания может проводить избранное должностное лицо местного самоуправления – это может быть тот же депутат, который отразит согласованное решение на очередном думском заседании.

    Если же планируется наделить правовым статусом именно решение, принятое сходом без участия посредников, то закон предписывает в качестве условия, что более половины участников схода должны иметь избирательное право как жители указанного населенного пункта. Кроме того, решение будет правомочным, если за него отдадут свои голоса более половины участников на сходе.

    Стоит отметить и еще одну форму принятия решений – на местном уровне вполне может использоваться такой инструмент, как референдум.

    Для его реализации также необходимо присутствие достаточного количества местных жителей, которые при этом имеют статусы избирателей.

    Сами же решения не должны противоречить законам, а также текущему уставу муниципального формирования. И, опять же, не исключен вариант проведения инициативы через депутата.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.