+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Номенклатура дел. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

25.02.2019

Естественная реакция начинающего кадровика, увидевшего хаос в кадровом документообороте или вообще его отсутствие – паника. Первые вопросы – с чего начать, что нужно для работы отдела кадров.

А нужно систематизировать все дела! По принципу Менделеевской системы элементов, надо разложить дела отдела кадров. Составить список дел, подготовить папки для них и вперёд! Есть такое понятие, как номенклатура.

Что такое номенклатура дел? Это и есть ваша система Менделеева, по которой вы будете работать. Сейчас всё разложим по полочкам, и всё будет понятно.

Понятия

Что такое номенклатура дел

Номенклатура дел – это список, в который вы включите все дела организации.

Дело – это папка с документами, которые собираются по одному признаку. Например, приказы об отпусках – это одно дело, а приказы о приёме на работу – другое. Ещё есть индекс отдела и самого дела. Индекс дела – это номер по номенклатуре, через слеш ставится номер тома. А индекс отдела – это номер отдела из сводной номенклатуры (если, конечно, такая есть).

Сводная номенклатура дел – это документы всей организации. То есть если разделить организацию на отделы, то каждому будет присвоен свой номер.

Пример сводной номенклатуры

Например: 1 – канцелярия (или секретариат), 2 – бухгалтерия, 3 – отдел кадров, 4 – юридический отдел и т.д.

Виды номенклатур

При советской власти все документы были строго унифицированы, то есть должны были применяться во всех организациях. Сейчас применять унифицированные формы не обязательно, но можно их использовать, чтобы упорядочить свои дела.

Есть три варианта номенклатур:

  • типовая номенклатура дел (для однотипных отделов или компаний);
  • примерная номенклатура дел (скорее, рекомендательная, в которой содержится примерный состав папок, которые нужно завести в компании);
  • индивидуальная (её составляют с учётом специфики и структуры компании).

Мы будем говорить как раз об индивидуальной – о кадровой номенклатуре.

Составление номенклатуры дел

Чтобы составить номенклатуру, надо знать, какие документы в ходу у отдела кадров. Для начала составим таблицу из пяти столбцов:

  • индекс дела;
  • заголовок;
  • количество томов;
  • сроки хранения;
  • примечания.


Если есть сводная номенклатура, то индекс дела будет начинаться именно с номера отдела
. Например, если ваш отдел под 3-м номером, то индекс дел начнётся с 3-01 (где 01 – это номер папки с документами). А если вы составляете номенклатуру только для своего отдела, а сводной нет, то индекс будет начинаться просто с 01 (далее 02, 03 и т.д.).

Заголовок – это название папки, например «Положение о проходной».

Количество томов – это и есть их количество. Ведь в дело можно вложить максимум 250 листов (по инструкции по делопроизводству). Эту ячейку вы заполните в конце года от руки, вы же не знаете, сколько томов у вас наберётся. В небольшой организации с текучкой кадров, например, приказов о приёме на работу набирается за год где-то тома 3.

Сроки хранения документов тут расписывать не имеет смысла, их очень много. Поэтому вот тут их можно посмотреть.

В примечаниях можно указывать:

  • о заведении дела (если дела хранятся постоянно, здесь нужно отметить, что дело заведено);
  • о переходящих делах;
  • о передаче в архив города;
  • об уничтожении (если срок вышел или принят новый ЛНА).

А теперь нужно заполнить строчки. Построчно вписываем все документы, которые в ходу у кадровика. Начнём с папки №1 – с положения об ОК. Предположим, что сводная номенклатура всё же есть, но даже если её нет, давайте установим индекс отдела кадров – 03, а вдруг появится, тогда не нужно будет ничего переделывать. Ведь не закреплены же законодательно сроки составления номенклатуры.

Первая строчка будет такая:

  • индекс дела – 3-01;
  • заголовок будет «Положение об отделе кадров»;
  • количество томов не пишем (он наверняка будет 1);
  • срок хранения пишем «до минования надобности»;
  • в примечании можно указать, что дело заведено.

Внимание!

Важно: нельзя в одно дело помещать документы с разными сроками хранения! Например, приказы об административных отпусках должны храниться 5 лет, а об очередных – 75! Как вы передадите дела в архив? Их не примут! Заводите отдельные дела на все виды приказов.

Оформление и утверждение номенклатуры дел

Когда проект вы подготовите, принесите директору посмотреть, возможно, он добавит ещё дела.
Если всё в порядке, готовьте приказ об утверждении номенклатуры дел (

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА

(лат. nomenclatura – перечень, список) – сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к.-л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. классификации.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА (лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными. Представления о номенклатуре развивались в русле концепций нового класса. Еще Н. А.

Бердяев констатировал, что , усилив государственную , создает колоссальную бюрократию, новый привилегированный , который может жестоко эксплуатировать народные массы. Политическая , констатировал М. Джилас, есть новый класс коммунистического общества.

Некоторое между номенклатурой и усиливающей свои позиции западной политической, административной, производственной бюрократией (концепции “революции менеджеров”, разделения собственности и контроля) побуждает теоретиков и политиков (Б. Рицци и др.

) усматривать в формировании номенклатуры всеобщей тенденции к бюрократизации общества.

По мнению М. С. Восленского, номенклатура – господствующий класс социалистического общества, которое, как и все предшествовавшие классовые общества, является антагонистическим.

В этот класс входят лица, состоящие в штатной номенклатуре партийных органов: ответственные работники парторганов, руководители государственных органов и негосударственных организаций и учреждений.

Принадлежность к выборной номенклатуре (члены выборных партийных органов, депутаты Советов), не подкрепленная принадлежностью к штатной номенклатуре, означала в элиту, но не в правящий класс.

В качестве правящего класса номенклатуру иногда рассматривают как коллективный собственности, формально именуемой общенародной или государственной (Джилас, Вселенский).

При коммунистических режимах, считает Джилас, общественно-политические отношения и (тоталитарная власть и монополия на собственность) сопрягаются сильнее, чем где-либо еще.

При этом собственности переводится из юридической в “фактическую” плоскость в духе концепций “реальной собственности” (собственник тот, кто обладает контролем, фактически распоряжается).

В действительности, однако, номенклатура получает неограниченного распоряжения государственной собственностью не потому, что сама является собственником, а в силу институционального, безлично-субъектного характера представляемого и персонифицируемого ею государства как юридического (и фактического) субъекта права собственности в отношении основной массы средств производства (см. ).

С идеей номенклатурного государства перекликается развивавшаяся евразийцами идеократии – построения государства и всего общества на основе безусловного господства некоторой “правильной” идеи, “идеи-правительницы”, носителем и проводником которой выступает правящий слой, формируемый на основе подбора.

Лит.: Вселенский М. С. Номенклатура. М., 1991; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Синонимы:

Смотреть что такое “НОМЕНКЛАТУРА” в других словарях:

    – (лат., от nomen имя). Совокупность названий предметов какой нибудь науки. Перечень названий предметов, без всяких объяснений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОМЕНКЛАТУРА [лат. nomenclatura роспись… … Словарь иностранных слов русского языкаСм … Словарь синонимов- (nomenklatura) Формально термин относится к факту назначения на руководящие посты в советском государственном аппарате (от директора предприятия до министра) партийными органами по спискам (номенклатуре) подходящих кандидатов. В общем… … Политология. Словарь.Номенклатура – (лат. nomenclature перечень, от nomen имя + calare созывать; англ. nomenclature) 1) систематизированный перечень материалов, конструкций и деталей, используемых на производстве, или товаров, в котором каждому наименованию предмета условно… … Энциклопедия права- (латинское nomenclatura перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (например, номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей … Современная энциклопедия- (лат. nomenclatura перечень роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (напр., номенклатура товаров).2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей,… … Большой Энциклопедический словарьНОМЕНКЛАТУРА, номенклатуры, жен. (лат. nomenclatura) (книжн.). Совокупность употребляемых в какой нибудь специальности названий. Номенклатура медицинская, географическая, телеграфная и т.д. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь УшаковаЖен., лат. собрание и объясненье условных названий и речений какой либо науки. Философская, юридическая, ботаническая номенклатура, именословие. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даляноменклатура – ы, м. nomenclature

Источник: https://buhof.ru/account/nomenklatura-del-formirovanie-nomenklaturnyh-principov-v-sssr/

Номенклатура в СССР: численность, формирование, этапы развития и ее роль в истории СССР

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Приход к власти большевиков и установление советской власти привели к формированию нового правящего класса, получившего название номенклатуры. В СССР господствовала точка зрения, согласно которой новое и первое в мире социалистическое государство должно решительно порвать с традициями имперской России.

Это касалось не только общественного строя, образа жизни, культуры, но и системы управления. Появились правительственные органы, названия которых не всегда отвечали их функциям.

Например, Центральный исполнительный комитет СССР обладал законодательной властью, в то время как исполнительным органом являлся Совет народных комиссаров, а впоследствии – Совет министров.

Во всех этих органах существовали должности, предопределенные как их функциями, так и необходимостью решения текущих дел.

В условиях однопартийной системы и отсутствия внутрипартийной демократии назначения производились списками, за которые формально али делегаты съездов.

Таким образом, номенклатура в СССР – это изначально перечень государственных должностей, на которые партия назначала кажущихся подходящими людей. Впервые такой метод был опробован после принятия Конституции 1924 года.

Начальный этап оформления номенклатуры

Институциональное выделение особого слоя в составе правящей верхушки, ныне известного как номенклатура, в СССР началось с создания в 1920 году учетно-распределительных отделов при центральных и губернских комитетах РКП(б). Их функцией был подбор кадров на замещение управленческих должностей.

Спустя четыре года создается Орграспредотдел во главе с Лазарем Кагановичем. Функции нового органа были такими же, как и у учетно-распределительных отделов, однако уже в первые годы его работы складывается значительная диспропорция по распределению мест: из 8761 назначения в 1925-1927 гг.

на чисто партийные должности приходится лишь 1222.

Постановление “О назначениях”

Оно было принято 12 июня 1923 года, и начиная с этого в истории СССР и России номенклатура получает юридически оформленный способ самовоспроизведения.

Постановление и его расширенный вариант от 16 ноября 1925 года предусматривали замещение руководящих должностей по спискам. Первый предусматривал назначения, исходящие непосредственно от ЦК, второй же согласовывался с Орграспредотделом.

Первый список через некоторое время был расширен категорией выборных должностей, которые утверждались в особо создаваемых комиссиях.

Расширение управленческого аппарата

Советская система управления с самого начала своего существования демонстрировала тенденцию к бюрократизации.

Количество и наименования должностей в скором времени начинают увеличиваться, поэтому возникают третьи списки.

Номенклатура в истории СССР – это не только партийные функционеры и высшие должностные лица, но и руководители местных отделений, государственных учреждений и общественных организаций.

Разрастание правительственного аппарата было столь стремительным, что уже в 1930 г.

Орграспредотдел был разделен на два отделения, первое из которых ведало назначением лишь на партийные должности, а второе отвечало за замещение должностей в системе государственного управления, а также в общественных организациях.

Такая система действовала до принятия в 1946 году новых номенклатурных списков. В сталинское время были также предусмотрены проверка качеств партийного работника и экзамены на соответствие занимаемой им должности.

Номенклатура в начале существования СССР

К началу горбачевской перестройки номенклатура в СССР стала привилегированным классом, сосредоточившим в своих руках значительные богатства. Однако в начале существования государства ее положение было менее заметным и в большей степени отвечало представлениям о социалистической форме правления.

Не последнюю роль в этом играла экономическая разруха: партийному дельцу было попросту нечем владеть. Единственное, на что мог рассчитывать функционер в 20-е годы – повышенный паек.

Кроме того, был принят закон, устанавливающий максимум заработной платы должностного лица. Логическим следствием революционных идеалов были завышенные требования к имиджу и поведению члена партии.

В некоторых случаях угрозы расстрела за нерадение на должности претворялись в жизнь.

Власть на рубеже 20-30-х гг

Новая экономическая политика позволила стабилизировать положение в стране, а предусмотренное ею разрешение на частную кооперацию привело к росту благосостояния общества.

Борьба за власть, начавшаяся после смерти Ленина, осуществлялась во многом аппаратными методами, что не только усилило роль генерального секретаря ЦК ВКП(б), но и его ставленников, то есть партийно-государственной номенклатуры СССР.

Однако этот этап может рассматриваться лишь как стартовый.

Еще не исчезли революционные идеалы, многие были воспитаны на классических трудах Маркса и Энгельса и не особенно стремились к повышению личного материального благосостояния.

Решительный шаг к этому был сделан со свертыванием нэпа и запуском процесса индустриализации. Это позволило избавиться от карточной системы, и люди, оказавшиеся на вершине власти, озаботились собственными нуждами.

Привилегии номенклатуры при Сталине

Судебные процессы и начинающиеся репрессии требовали ротации должностных лиц.

Чтобы повысить заинтересованность рядовых партийцев в получении управленческого поста, вводились гарантии твердого жалования и возможности приобретения необходимых товаров за эти деньги.

Поскольку проблема дефицита не была решена окончательно, возникли спецраспределители. Но в сталинское время доступ к ним имели не только партийные функционеры, но и рабочие-ударники.

Помимо этого, при Сталине номенклатура обзавелась новыми квартирами в черте города, получила дачи, но при этом на рост ее благосостояния стоял ряд жестких внутренних ограничений.

Часть из них проистекала из прежних революционных идеалов, воспрещающих не только вызывающую роскошь, но и в принципе наличие вещей не первой необходимости.

В условиях репрессий, где практически каждый шаг мог быть расценен как вредительство, партийные функционеры предпочитали не искушать судьбу.

Рост привилегий номенклатуры СССР при Хрущеве

Свертывание репрессий, переход от тоталитарных методов управления к авторитарным и заданный XX съездом КПСС курс на демократизацию позволил высшим должностным лицам не беспокоиться за свой пост, а тем более за жизнь.

Определенные в постановлении 1946 года положения о месте и функциях должностных лиц внесли определенность в их статус.

Рост влияния номенклатуры стал в хрущевское время таким, что ей удалось сместить в 1964 году самого генерального секретаря.

В материальном же отношении положение номенклатуры улучшилось не так значительно. Обычный функционер этого периода имел право на квартиру, загородный дом, дачу, автомобиль иностранного производства.

Кроме того, лица, принадлежащие к номенклатуре в СССР, могли выезжать за границу, а до появления средств домашнего просмотра посещать демонстрации зарубежных фильмов в кинотеатрах.

Разумеется, объем этих привилегий разнился в зависимости от положения функционера в системе власти: низовые управленцы о просторных квартирах и элитном отдыхе могли только мечтать.

Численность номенклатуры при Хрущеве

Численность советских должностных лиц в период оттепели резко снижается. В таблице ниже приводится выборка по по номенклатурным спискам в сравнении с показателями 1946 года:

19461954195619571958
42000 (100%)23576 (56%)26210 (62%)12645 (30%)14342 (34%)

Причин тому было несколько. Одна из них – репрессии на завершающем этапе сталинского правления.

Другая, более значительная, состоит в принятии в июле 1953 года постановления о сокращении численности партийной номенклатуры в СССР для повышения ответственности руководителей в деле подбора кадров.

Но такое объяснение было формальным. Истинная же причина такого масштабного сокращения состояла в трудности контроля за номенклатурой и долгим процессом ее формирования.

Психологический облик номенклатуры периода брежневского застоя

Советская система достигла своего апогея именно во время правления Л.И.Брежнева. Но этот же период одновременно являлся эпохой стагнации как в экономике, так и в политической жизни страны.

Формирование партийно-государственной номенклатуры в СССР происходит за счет выходцев из крестьянских и рабочих семей. Это отразилось на менталитете правящих элит.

С происхождением связывается беспрекословное повиновение приказам сверху, бездействие и перекладывание ответственности.

По образованию тогдашние функционеры были выходцами из технических или сельскохозяйственных вузов или военных училищ.

Резко сократилось количество профессиональных юристов, во многом потому что они могли подвергнуть сомнению и критике сложившуюся систему управления.

Общность взглядов, образование, исполнение сходных функций и складывание корпоративной этики позволяют говорить об окончательном формировании в СССР номенклатуры как класса. Кроме того, многие должности в системе управления становятся наследственными.

Состав номенклатуры

Говоря о численности советского правящего класса, необходимо учитывать что помимо традиционных номенклатурных списков существовала развитая клиентела. Продвижение по карьерной лестнице сильно зависело от вышестоящих чинов, поэтому реальное количество функционеров официальная статистика не выражает.

Главной характеристикой принадлежности к номенклатуре являлось не наличие материальных ресурсов, а объем имеющейся власти. Основу этого класса составляла правящая элита советского общества. Это ядро не было однородным, а включало в себя три уровня: члены ЦК КПСС, областные функционеры и районные должностные лица.

К концу существования СССР стал формироваться четвертый уровень, включающий в себя первичные партийные организации. Таким образом то, что в СССР называли номенклатурой, представляло собой сеть партийных и государственных работников, в которой каждый был связан как со своими клиентами, так и со своими патронами.

Разложение номенклатуры

Отсутствие инициативы, беспрекословное следование приказу и все возрастающий объем привилегий способствовал кризису внутри номенклатуры. Все меньшее значение имела коммунистическая идеология, оказались забытыми революционные идеалы. Высшие должностные лица оказались замешаны в ряде уголовных процессов брежневской эпохи.

При этом правящая верхушка оказалась не способна давать адекватную оценку реальному состоянию дел в стране. С этой точки зрения особенно показательным является начало перестройки: именно с подачи номенклатуры и при ее поддержке была объявлена гласность. Привыкшие к однообразным отчетам функционеры не могли представить, что своими руками дали возможность народу высказать свое недовольство.

Распад СССР

Вслед за гласностью Горбачев инициировал программу обновления кадров. За короткий срок около 80% функционеров были смещены со своих должностей. С этого момента можно говорить о том, что власть в СССР номенклатура утратила. Однако оставались формальности.

15 октября 1989 года было опубликовано постановление ЦК, в котором четко демонстрировалось намерение полностью демонтировать систему комплектования властных органов. Учетно-контрольная номенклатура этим в истории СССР была упразднена.

Однако подача кандидатов списками и ание по ним сохранялось едва ли не до самого конца существования СССР. Лишь в августе 1991 года этот принцип был официально отменен.

Крах номенклатуры был предопределен. Демократизация общества, возникновение плюрализма как в экономической, так и политической сферах положили конец громоздкому механизму партии-государства. Брешь, пробитая в самом центре номенклатурной сети, положила конец правлению партийных функционеров.

Источник: https://autogear.ru/article/380520/nomenklatura-v-sssr-chislennost-formirovanie-etapyi-razvitiya-i-ee-rol-v-istorii-sssr/

Предпосылки формирования номенклатуры

Во всех этих органах существовали должности, предопределенные как их функциями, так и необходимостью решения текущих дел.

В условиях однопартийной системы и отсутствия внутрипартийной демократии назначения производились списками, за которые формально али делегаты съездов.

Таким образом, номенклатура в СССР – это изначально перечень государственных должностей, на которые партия назначала кажущихся подходящими людей. Впервые такой метод был опробован после принятия Конституции 1924 года.

Для того чтобы понимать, что означал термин “номенклатура” в СССР, необходимо иметь в виду, что уже в первые дни советской власти, в период военного коммунизма, была произведена масштабная национализация средств производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Другой важный процесс – начало сращивания партии с государством, неизбежный в силу того, что другие политические силы были устранены.

Воспроизведение номенклатуры осуществлялось не благодаря карьерному росту или эффективной работе на занимаемом посту, а через монопольное право партии на власть.

Институциональное выделение особого слоя в составе правящей верхушки, ныне известного как номенклатура, в СССР началось с создания в 1920 году учетно-распределительных отделов при центральных и губернских комитетах РКП(б). Их функцией был подбор кадров на замещение управленческих должностей.

Спустя четыре года создается Орграспредотдел во главе с Лазарем Кагановичем. Функции нового органа были такими же, как и у учетно-распределительных отделов, однако уже в первые годы его работы складывается значительная диспропорция по распределению мест: из 8761 назначения в 1925-1927 гг.

на чисто партийные должности приходится лишь 1222.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.