Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.
Видео:Запреты и ограничения на гражданской службеСкачать
Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.
Требования к работникам государственных ведомств и служб:
- совершеннолетие;
- российское гражданство;
- знание русского языка;
- квалификация, соответствующая занимаемой должности.
Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.
Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.
Ограничения по службе
На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:
- Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
- Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
- Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
- Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
- Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
- Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
- Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
- Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
- Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
- Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
- При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.
Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.
Видео:4.6. Запреты на государственной службеСкачать
Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.
Запретительные меры для работы
Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:
- Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
- Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
- Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
- Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
- Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
- Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
- Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.
Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.
Запреты при увольнении
Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.
Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание.
Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.
Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.
Видео:4.5. Ограничения на государственной службеСкачать
Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.
https://www.youtube.com/watch?v=1IH3KsYyM1U
Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).
Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям
Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост.
Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится.
Видео:Запреты и ограничения: ответы на вопросыСкачать
Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.
Скоро праздники, так что с подарками
Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.
Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:
- Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
- Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.
Разница между запретами и ограничениями
В юриспруденции выделяются такие правовые категории, как запреты и ограничения. В чем заключается специфика тех и других?
статьи
Видео:Правовые ОГРАНИЧЕНИЯ, связанные с гражданской службой | 16 Статья 3 Глава 79 ФЗ о госслужбеСкачать
В общем случае под запретом в юриспруденции понимается императивная норма права, в соответствии с которой тот или иной субъект (например, человек или организация) в установленных законом случаях не имеет разрешения осуществлять какие-либо действия или вступать в правоотношения. При этом запрет не может быть снят по воле соответствующего субъекта — только законодательно.
Например, в соответствии с положениями нормативных актов о гражданской службе, специалисты государственных и бюджетных организаций, занимающие должности на госслужбе, имеют запреты (если они не аннулируются отдельными нормами права):
- на осуществление предпринимательской деятельности;
- на приобретение ценных бумаг в целях извлечения дохода;
- на приобретение статуса поверенного или же представителя интересов третьих лиц в своем государственном органе;
- на принятие подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
- на выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
- на использование в целях, не имеющих отношения к службе, ресурсов, которые предоставляются работодателем;
- на разглашение или частное использование конфиденциальных данных, доступ к которым получен на службе;
- на публичные высказывания, в том числе и в СМИ, на темы, связанные с деятельностью органов власти и их руководителей в случае, если подобные компетенции не входят в трудовые обязанности госслужащего.
Перечень запретов, установленных для гражданских служащих, заметно больше — мы рассмотрели лишь некоторые из их примеров. Наряду с соответствующими запретами для госслужащих также определен ряд ограничений. Изучим их спецификуи интерпретацию данного термина в юриспруденции.
Что представляют собой ограничения в юриспруденции?
Под ограничениями в юриспруденции принято понимать нормы права, в соответствии с которыми тот или иной субъект — физлицо или организация — не имеет права осуществлять какие-либо действия либо вступать в правоотношения, если не обеспечит соответствия своего статуса установленным требованиям либо если не осуществит определенным образом те или иные действия.
https://www.youtube.com/watch?v=cUvR_nDHfGc
Таким образом, ограничения принципиально могут быть сняты самим субъектом правоотношений (или, по крайней мере, будут зависеть в преобладающей степени от него лично, а не от изменений в законах).
Видео:4.7. Запреты на государственной службеСкачать
Выше мы рассмотрели примеры запретов в контексте статуса гражданских служащих. Если говорить в данном аспекте об ограничениях, то таковыми можно назвать:
- наличие у гражданина недееспособности (при ее наличии нельзя быть госслужащим);
- непрохождение гражданином процедуры получения допуска к гостайне (как условия найма на государственную службу);
- наличие у гражданина заболевания, препятствующего прохождению госслужбы;
- выход из гражданства РФ как обязательного условия прохождения госслужбы.
Данный перечень ограничений может дополняться иными критериями, устанавливаемыми законодательством о гражданской службе.
Сравнение
Главное отличие запретов от ограничений в юриспруденции заключается в том, что первые принципиально не могут быть сняты по воле субъекта, вступающего в правоотношения, а вторые — могут при условии, что данный субъект приобретет нужный статус (например, в случае с госслужбой — вступит в гражданство России) или осуществит требуемые действия (например — пройдет процедуру допуска к гостайне, чтобы стать государственным служащим).
Между запретами и ограничениями с точки зрения юриспруденции, безусловно, есть и много общего. Так, и те и другие основываются на императивных нормах права, запрещающих тому или иному субъекту вступать в определенные правоотношения или совершать действия, пока запреты или ограничения будут иметь место.
Определив,в чем разница между запретами и ограничениями в юриспруденции, отразим выводы в небольшой таблице.
Таблица
Запреты (в юриспруденции) | Ограничения (в юриспруденции) |
Что общего между ними? | |
Запреты и ограничения в юриспруденции основаны на императивных нормах права, по которым тот или иной субъект не может вступать в правоотношения или осуществлять определенные действия, пока соответствующие запреты и ограничения действуют | |
В чем разница между ними? | |
Субъект правоотношений принципиально не может законным образом обойти установленный для него запрет на вступление в правоотношения или осуществление действий | Субъект правоотношений имеет принципиальную возможность обойти установленное для него ограничение на вступление в правоотношения или осуществление действий — если получит необходимый статус или осуществит иные требуемые действия |
🌟 Видео
4.8. Запреты на государственной службеСкачать
Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службойСкачать
Основные обязанности гражданского служащего | 15 Статья 3 Глава 79 ФЗ О государственной службе РФСкачать
6.3. Группы должностей госслужбыСкачать
Гос ТЕСТ с ответами на государственную службу | Конкурс на гражданскую службу в виде тестированияСкачать
ПРИНЦИПЫ гражданской службы | 79-ФЗ | О государственной гражданской службеСкачать
Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. 30.12.2021)Скачать
79 ФЗ О государственной гражданской службе от 27.07.2004 | Общие положения | 1 Глава Статьи 3 - 5Скачать
ОСНОВЫ государственной гражданской службы | 79-ФЗ | Разделение ГГССкачать
Чем отличается запрет на въезд от выдворения?Скачать
3.2. Принципы государственной службы (1)Скачать
Основные ПРАВА государственного гражданского служащего | 14 Статья 3 Глава 79 ФЗ О госслужбеСкачать
Соловьев А.А. Лекция 2: конфликты интересов на государственной и муниципальной службеСкачать